Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Гонение на христиан при Домициане.

С восшествием в 81 году на римский престол Домициана опять начались гонения на христиан, гораздо более широкомасштабные, хотя и менее жестокие, чем при императоре Нероне. Одно обстоятельство делало войну между императором и христианами неизбежной: Домициан, подражая безумию Калигулы, хотел, чтобы ему воздавали божеские почести. Впервые за всё время существования принципата Домициан приказал называть себя «господином и богом» (лат. dominus et deus). Дорога, ведущая в Капитолий, была запружена стадами скота, который гнали для принесения в жертву перед его статуями. К тому же Домициан отличался усердием в исполнении древнего римского культа: однажды он приказал по старому обычаю заживо закопать в землю потерявшую девственность весталку. Своей главной задачей император объявил «correctio morum» («исправление нравов»). В апреле 85 года Домициан совершил беспрецедентный поступок, назначив себя пожизненным цензором (лат. censor perpetuus), главной задачей которого являлось наблюдение за римскими нравами и поведением, а также получил право сопровождаться двадцатью четырьмя ликторами и носить триумфальное платье в сенате. Несколько людей было осуждено по закону Сканциния о совращении малолетних. В 95 году по обвинению в атеизме были казнены двоюродный брат Домициана Тит Флавий Клемент и бывший консул Ацилий Глабрион, были сосланы «многие другие люди, которые приняли еврейские обычаи». Особенно ненавидел Домициан философов, подвергавших критике отеческие предания. "То, что вы считаете безусловным и потому неприкосновенным, - говорили философы своим согражданам, - на самом деле весьма относительно и потому подлежит рассмотрению и суждению, а в своей мнимой безусловности - осуждению и упразднению" [1]. На это Домициан как бы отвечал: "Не смейте этого трогать, а то развалится!" - "Но достойно ли оно охранения?" - "Не смейте спрашивать! Оно достойно уже тем, что существует, что мы к нему привыкли, что оно своё; и пока мы сильны - горе философам!" Горе всем, кто противится римским законам и установлениям. По приказу Домициана были казнены несколько философов, и вскоре сенат издал приказ о высылке всех философов и астрологов из Рима. По его приказу клеветничество, особенно направленное против его самого, каралось изгнанием или смертной казнью. К актёрам также относились с подозрением, так как их публичные выступления давали возможность в сатирическом тоне отзываться о государстве.

Сразу после подавления иудейского восстания 70 года началась "охота" на потенциальных вождей иудейских восстаний - потомков рода царя Давида, "давидитов". Охота за "мессиями" сопровождалась, если верить сообщениям Талмуда, массовыми гонениями на евреев. Эти гонения коснулись и христиан, потому что desposyni ("родственники Господни") пользовались большим уважением среди иудействующих христиан (Евсевий. Церк. ист. 1,7), даже во времена Юлия Африкана в середине lll века. В этом почитании, которым были окружены в иудео-христианских общинах родственники Иисуса, римские власти, напуганные событиями 70 года, усмотрели опасное брожение старых национальных чаяний еврейского народа вокруг каких-то представителей рода Давидова. К тому же Домициан постоянно жил в страхе, опасаясь заговоров; ни при одном из римских императоров философам и вообще людям, почему-либо казавшимся подозрительными, не жилось в Риме так плохо, как при этом государе [2]. В связи с этой политической подозрительностью Домициана стоит и следующий факт. Евсевий в своей "Церковной истории" говорит, что император вызвал в Рим и лично допросил двух внуков ап. Иуды, сродника Иисуса Христа. Увидев их мозолистые руки и убедившись, что они не способны устроить заговор или мятеж, - Домициан отпустил их на свободу. Сыны Давидовы были возвращены на родину, где они сделались "предстоятелями церквей" (Егезипп, цитируемый Евсевием, - Церк. ист. lll, 20).

Домициан щедро расходовал средства на строительство амфитеатров и стадионов. Среди наиболее важных новых строений был Одеон, стадион, вмещавший до 15 тысяч человек. Для того чтобы привлечь к себе римское население, Домициан устраивал бесконечные игрища и зрелища. "Зрелища он (Домициан) устраивал постоянно, роскошные и великолепные, и не только в амфитеатре, но и в цирке. Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины" (Светоний). На одном из праздников в декабре он выставил даже женщин против карликов (Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. - М., 1992, с. 32). Нужны были всё новые мерзости для того, чтобы щекотать притупившиеся нервы зрителей. И тогда Домициан придумал новый способ пытки - обжигать огнём детородный член.

Эти безумства Домициана требовали много средств, и императорская казна истощилась. Для пополнения казны пришлось вводить новые фискальные меры. В числе новых налогов, введённых в это время, является "fiscus judaicus". Этим налогом облагалось всё имперское население иудейского вероисповедания. Как бы в насмешку над религией евреев, их заставили вносить эту ежегодную подать (дидрахму) на храм Юпитера Капитолийского. Взимание этого налога сопровождалось настолько тягостной процедурой (вплоть до физического освидетельствования облагаемого) [3], что последствием его были частые отпадения от иудейства. Многие римляне, вовсе не имевшие близких отношений к иудейству, вносили подать, как только оказывались заподозренными в иудействе, лишь бы избавиться от осмотра. Однако большинство прозелитов иудейства всячески таились и скрывали свою веру. Тогда, в интересах пополнения государственной казны, Домициан обратился к преследованию тех, которые держались иудейской веры без заявления о том. По всей вероятности, в числе последних разумелись не одни только иудеи (по происхождению), но и христиане, смешиваемые с иудеями, так что весьма возможно, что неприятная фискальная мера затрагивала постоянно и христиан. Эти обстоятельства в сильной мере способствовали выделению из иудейской среды христиан - неевреев, и понуждали их с особым усердием подчёркивать свою обособленность и отчуждённость от иудейства.

Разительный пример этой отчуждённости мы видим в том равнодушии, с которым Церковь относилась к реальным, драгоценнейшим останкам иудейской старины, к её священным реликвиям. Дело в том, что после разрушения Иерусалима в Рим были привезены, в виде трофеев, все святыни иерусалимского храма: тут были священные сосуды и книги, и таинственный семисвешник, и завеса храма и пр.; по словам Иосифа Флавия, Тит отдал часть этих трофеев в храм Мира, а остальными украсил императорский дворец. Можно было бы ожидать, что со стороны римской христианской общины эти реликвии вызовут не только особое внимание, но даже благоговейное почитание; на самом деле христианская Церковь не проявила никакого интереса к этим еврейским святыням, остававшимся в Риме более трёх веков. Ни один христианский писатель о них не обмолвился ни словом, даже позже, когда почитание мощей и всяких реликвий стало общим явлением.

Таким образом, налог "fiscus judaicus", выявляя принципиальное отличие христианства от иудейства, ускорил отторжение Церкви от Израиля. Со своей стороны, и иудейство всё больше чуждалось враждебного языческого мира, погубившего мечты о Сионском царстве, - и всё теснее замыкалось в своей мрачной ненависти к Риму и римской церкви.

Ко времени правления Домициана относятся первые упоминания о христианах из высшей римской знати. Так, историк Дион Кассий пишет, что император Домициан казнил своего двоюродного брата Тита Флавия Климента, обвинив его в "гнусном недостатке энергии" (упрёк, который часто делали язычники христианам за их самоотстранение от мирских дел и интересов), и изгнал его жену Домитиллу, обвинённую в безбожии, "по которому были осуждены и многие другие, склонявшиеся к иудейским обрядам". Но мы знаем, что Домитилла была христианкой; одна из тайных христианских катакомб [4] находилась на принадлежавшей ей земле. В глазах же языческого греческого историка, который писал сведения о Домитилле и её муже, христианство было лишь одной из иудейских сект.

Тит Флавий ДомицианЗа год до своей смерти Домициан в 95 году "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" сослал на пустынный остров Патмос (Эгейское море) апостола Иоанна (Откр. 1:9), единственного из апостолов, который был ещё жив в то время. На острове Иоанн удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, которое изложено в "Апокалипсисе". Освобождённый в 98 году от ссылки, он поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью близлежащих церквей, охранял чистоту евангельского вероучения от вторжения различных человеческих умствований.

Плиний Младший так пишет о Домициане: "Домициан был устрашающего вида: высокомерие на челе, гнев во взоре, женоподобная слабость в теле, в лице бесстыдство, прикрытое густым румянцем". Биограф свидетельствует о его чрезмерном сластолюбии. Свои ежедневные половые сношения Домициан называл "постельной борьбой", словно это были гимнастические упражнения. О нём говорили, будто он сам выщипывал волосы у своих наложниц и купался с самыми непотребными проститутками (Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика l-ll вв. - М., 1979, с. 69). Из дворца Цезарей люди получали либо приглашение к самому грязному разврату, либо постановление об аресте и последующей казни.

Как-то раз Домициан, рассказывает Светоний, спросил астролога Асклетариона, какая участь ожидает его самого, астролога. Тот ответил, что вскоре его разорвут собаки. Император рассмеялся и приказал тотчас же убить Асклетариона. Довольный, что ему удалось изменить предсказанное судьбой, Домициан в тот же вечер за трапезой поведал друзьям о своём торжестве. Все принялись наперебой восхищаться императором, его находчивостью и смелостью. Только мимический актёр Латин, возлежавший с остальными, не разделял общего восторга. Это заметил Домициан.
  -- Когда я шёл сюда, - заговорил актёр, заметив на себе тяжёлый взгляд императора, - я проходил мимо площади, где сжигают мёртвых. Как раз передо мной туда принесли астролога. Его положили на костёр, но сильный ветер с дождём погасил пламя. И тогда я увидел, как стая бродячих собак рвала полусожжённый труп.

Тит Флавий Домициан принадлежал к числу самых трусливых и подозрительных государей, которых знала Римская империя. Казнив и изгнав несправедливо большое количество выдающихся мужей в Риме, он сделался, наконец, достойным преемником Нерона. Подобно ему, он вызвал против себя всеобщее недовольство и, несмотря на всю осторожность, которую может придумать трусость и хитрость, был убит двумя офицерами своей стражи. Со смертью Домициана прервалась и эра кесарских безумств. Дальше на протяжении целого столетия на престоле Римской империи сменяются вполне достойные монархи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Этою обличительною и отрицательною задачей дело философов, как известно, не ограничивалось. С критикою мнимо безусловного связывались у них попытки определения истинно безусловного. Определив его как единую первооснову всемирной, космической жизни, они вплотную подошли к познанию Единого Бога. Отсюда - один шаг для перехода от языческого политеизма к христианскому монотеизму. ll век характерен именно таким переходом в христианство многих языческих философов.

[2] Эразм Роттердамский писал по этому поводу: "При всём видимом благополучии государи представляются мне несчастнейшими из смертных, потому что никто не говорит им правды и вместо друзей они имеют только льстецов. Царские уши не выносят правды; по этой причине и убегают государи от мудрецов, опасаясь, как бы не отыскался среди них человек свободный, который посмеет говорить вещи правдивые, а не только приятные. Ненавистна истина царям. Но от дурачков даже явные укоры выслушиваются с приятностью: пусть обронит неосторожное слово мудрец - головой своей он заплатит, а в устах глупого шута те же самые речи вызывют бурю восторга".

[3] Светоний в своей биографии Домициана вспоминает тягостное впечатление своей юности: он оказался свидетелем того, как в многолюдном судилище прокуратор осматривал обнажённого девяностолетнего старика, чтобы установить, не обрезан ли он и не подлежит ли, таким образом, обложению этим налогом.

[4] Катакомбы - искусственные и естественные подземелья. Самые обширные, важные и наиболее изученные катакомбы - римские, где христиане хоронили своих собратьев по вере в первые века христианства (между 80 и 420 гг.). Постепенно из мест погребения катакомбы превращаются в места почитания, в них стекаются христиане для поклонения мощам лежавших здесь мучеников. С 756 года начинается массовое перенесение мощей в церкви Рима и других итальянских городов. Об опустевших катакомбах постепенно забывают. Катакомбы были вновь случайно открыты лишь в конце XVll века, после чего они сделались предметом научного изучения.
Tags: античность, христианство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • К вопросу о капитализме в России.

    Читаю в ленте новостей rbc.ru: " Гватемала попросила вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. В апреле Гватемала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments