Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Истолкование "неудобовразумительного" стиха.

В Евангелии есть один очень "неудобовразумительный" стих: Мф.10:39 "Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её".

Если здесь брать слово "душа" в буквальном смысле, то получается какая-то нелепица. Душа человека - бессмертная субстанция; и как можно "сберечь" и "потерять" то, что бессмертно?

Если брать слово "душа" в переносном значении как "жизнь" (др.-евр. "нефеш", т. е. то начало, к-рое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает её в нём), то тоже получается бессмыслица. Если вместо слова душа в разбираемом стихе мы вставим слово жизнь, то получим следующую фразу «сберегший жизнь свою, потеряет её, а потерявший свою земную жизнь ради Меня, сбережет её».

По-моему, слово "душа" в данном стихе надо понимать как "эго", "я", "личность". Тогда получается следующее выражение: "Сберегший личность свою потеряет её; а потерявший личность свою ради Меня сбережёт её".


Как можно потерять личность, собственное "я"? - Очень просто. Полюбить другого - это всегда означает отвергнуть себя. Любить - значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так что и не вспомнишь о себе самом, - существует только другой, по отношению к которому мы живём. Метафизическая ценность любви заключается в выхождении из себя. Ради нормы чужого бытия "я" выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем самым включить своё "я" в "я" другого существа. "Я" таким образом свободно делает себя "не-я" или, выражаясь языком священных песнопений, "опустошает" себя, "истощает", "обхищает", "уничижает" (ср. Флп. 2:6-8).

Понятно, что "полюбить другого" здесь означает полюбить Христа. Здесь-то, в порыве любви, и происходит экстатическое "выхождение из себя". А экстаз обычно ассоциируется с чувством отделённости от тела, чувством деиндивидуализации. И именно это чувство деиндивидуализации является самой необходимой вещью для созидания Церкви. Ведь личности в общине никогда не уживутся; для жизни в общине необходимо преодолеть личностный эгоизм и перейти на сверхличностные - благодатные - отношения. В семье, где царит любовь, - "тишь, да гладь, да Божья благодать". В принципе, так должно быть и в христианской общине, которая является "большой семьёй".

Так и было в Апостольской Церкви. Главное чудо Пятидесятницы заключалось в том, что во время "сошествия Духа Святого", повергшего учеников Иисуса в исступление, возникла целостность и единство прежде разорванных и замкнутых стенами разъединения людей; их как бы кто-то Невидимый "нанизал" на единый духовный стержень. И, переживая духовный восторг, полноту экстаза и религиозного подъёма, они уже переживали не индивидуальное, не личное, а как бы общее, единое для всех. Все ученики стали одним духовным целым, одним чувством, а значит - и телом - Церковью. Вот почему "у множества верующих было одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32-35). Ещё недавно чуждые и посторонние друг другу, теперь объединённые воспринятой благодатью, они сделались между собою ближе родных. Ибо никакие внешние формы товарищества или родственной связи не могли сравниться с внутренней связью людей, вместе переживавших священный трепет молитвенного экстаза.

Tags: богословие
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Химба: "анархисты" пустыни Намиб.

    Л. М. Управителева в своей книге "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" (2002, с. 34) сообщает: "В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments