Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Арктическая истерия 1.

Оригинал взят у anton_platov в Арктическая истерия.

Арктическая истерия. Интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с северным шаманизмом и северной магией – от первых свидетельств русских поморов XVIII века и до исследований Ahnenerbe в Третьем Рейхе и Спецотдела ОГПУ в СССР. Очень своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек независимо от собственного желания либо копирует действия и слова окружающих, либо подчиняется любым приказам извне – вне зависимости от того, от кого они исходят: от человека или, как верят некоторые северные народы Евразии, от духов Полярной звезды. В ряде случаев может принимать массовый характер, становясь своего рода «психической заразой» (термин начала XX века). Толпа, охваченная арктической истерией, выглядит весьма страшно…

1. О причинах интереса к проблеме

Итак, арктическая истерия (эмерик, меряченье) – наименование специфического психофизиологического состояния, с медицинской точки зрения относящегося сразу к двум группам «душевных недугов» - к культурно обусловленным психопатологиям и к географически обусловленным психопатологиям. Второе, пожалуй, точнее – действительно, ареал распространения арктической истерии (будем далее писать «АИ») ограничен с юга Полярным кругом.

Говоря вообще, к этим двум группам принадлежит довольно большое число патологических состояний (например, филиппинский амок или среднерусское кликушество), из которых некоторые – так же, как и АИ, - прямо связаны с магической традицией. Все они любопытны, однако, меня интересует именно феномен АИ. Тому две причины.

Во-первых, АИ интересует меня именно в силу «географической обусловленности». Наш родной Север мне гораздо ближе – во всех смыслах, – чем далёкие Филиппины (хотя последние я тоже очень люблю).

Во-вторых (и «в главных»), АИ замыкает специфический «круг» косвенно взаимосвязанных пароксоидальных состояний, которые и с медицинской, и с магической точек зрения стоит изучать совокупно:

- шаманский транс
- боевой транс берсерка
- эпилептический приступ
- арктическая истерия

Чем связаны эти четыре явления?

Прежде всего – феноменологией:

1) Во всех четырёх случаях человек находится в изменённом состоянии сознания, часто сопровождаемом синдромом СПС (сумеречное помрачение сознания) и амнезией (как правило – ретроградной и антероградной одновременно).

2) Во всех четырёх случаях присутствует резкое увеличение физических возможностей человека. Для боевого транса – это одна из важнейших характеристик. Для АИ – описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, – когда измождённые болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины. (Более того, в некоторых случаях авторами наблюдений указывается, что человек в состоянии АИ становится мало уязвим для холодного оружия – а это прямая аналогия с трансом берсерка.) Для эпилепсии и шаманского транса данная характеристика второстепенна и, тем не менее, - присутствует и чётко выражена.

3) Все четыре явления избирательны и «консервативны» по отношению к человеку: нельзя быть «немножко» берсерком, шаманом или эпилептиком. Это – дискретная характеристика человека, либо – да, либо – нет; причём, если «да» - то на всю жизнь. То же самое верно и в отношении АИ – есть люди, подверженные ей, и люди, для которых состояние АИ невозможно. Впрочем, исключения, разумеется, бывают – в предельно экстремальных ситуациях; однако, и в этом все четыре феномена сходны.

Во-вторых, четыре этих состояния ассоциируются со сходными объективными физиологическими изменениями (при вхождении в состояние):

1) Изменение соотношения амплитуд электромагнитных ритмов мозга (к сожалению эти и подобные исследования выполнены только для эпилепсии и лёгких форм АИ – понятно, что снять ЭЭГ с берсерка в боевом трансе… гм… затруднительно).

2) Резкое изменение церебральной гемодинамики (характера и интенсивности циркуляции крови, омывающей головной мозг).

3) Общие отклонения от нормы в составе крови (так, характерен существенный дефицит кальция; для эпилептиков большое значение имеет ещё и магний, но по другим категориям данных по магнию у меня нет).

Ну, и в-третьих…

В Традиции все четыре состояния попросту считались магическими…

Действительно, имеет смысл предполагать, что в основе этих четырёх явлений, в «базисе» этих четырёх пароксоидальных состояний находятся если не одни и те же, то очень схожие механизмы, по-разному используемые сознательно, или по-разному проявляющие себя в случае спонтанного запуска…

[Я никоим образом не разделяю давно уже, собственно говоря, устаревшую точку зрения этнологов и психологов первой половины XX века о том, что шаманский акт представляет собой банальный эпилептический припадок; однако, здесь, говоря о едином механизме,  я имею в виду не само явление, а те, скажем так, «силы», которые в нем задействованы.]

Разобраться в этих механизмах означает понять что-то очень важное для северной магии. (Собственно, в отношении АИ я, разумеется, далеко не первый, кто так думает – другое дело, что мотивация у нас разная.) Но – с чем мы можем работать? Берсерки? – где они, те настоящие берсерки, что кусали окованные железом края щитов и без вреда для себя принимали на незащищенное тело удар меча или копья? Шаманы? – это «совсем отдельная» история. Эпилепсия вот относительно неплохо изучена на настоящий момент, но эпилептический приступ в том круге состояний, о котором мы говорим, более всего далёк от «практической» магии…

И что у нас остается?

Арктическая истерия, случаи которой отнюдь не стали реже с XVIII века, когда они впервые были описаны.

2. Немного истории. И фактов

Старейшее, вероятно, из сделанных европейцами свидетельств об АИ связано с русской историей и с самой северной до начала регулярного освоения Арктики точкой русского присутствия – с Грумантом (ныне – архипелаг Шпицберген; 78-ой градус северной широты, т.е. ажно на 12 градусов севернее Полярного круга).

Русские поморы открыли для себя Грумант еще в XII веке – одновременно с последними викингами. В 1493 году Иероним Мюнцер уже писал из Нюрнберга португальскому монарху о том, что люди, живущие на этих островах, являются подданными Великого Князя Московского; четверть века спустя, в 1528 году, о том же сообщает датский адмирал Норби. К тому времени, по данным современных раскопок, на Груманте было около сотни постоянных русских поселений… Впрочем, это я, прошу прощения, несколько отвлекся, – уж больно интересна история русского освоения Шпицбергена. Больше не буду.  :)

Расцвет русского присутствия на архипелаге приходится на XVIII век, когда, согласно архивам Архангельской губернской канцелярии, на Шпицберген и Новую Землю с континента ежегодно уходило около трех сотен судов – промысловых и купеческих. Свидетельство, с которого я полагаю начать этот раздел, датируется именно этим временем, а конкретно – 1792 годом.

В тот год, уже ближе к концу похода, судно купца Рыбина встретилось в море с полярным сиянием, показавшимся поморам необычно ярко пульсирующим. В трюме судна лежал заболевший цингой сын купца, Алексей. При появлении сияния он словно обрёл новые силы, сумел подняться на палубу, несмотря на попытки задержать его, бросился в море и поплыл точно на север – в направлении Полярной звезды. Разумеется, спасти его не удалось: вода полярных морей, мягко говоря, не располагает к долгому продолжению жизнедеятельности…

Несмотря на то, что это единственное подобное свидетельство того времени, следует, вероятно, думать, что поморы сталкивались с данным феноменом не раз. Просто не всегда жертвой АИ оказывался сын хозяина судна; соответственно, и фиксировать эти случаи на бумаге было некому, да и незачем…

Следующее по времени свидетельство связано уже не с Арктикой, а с Антарктикой, так что, в целом, вполне можно было бы и опустить его – принципиально значимым оно не является, – однако, оно, во-первых, указывает нам на связь АИ именно с полярными областями, а во-вторых… случай, о котором идёт речь, имел любопытные последствия. :))

В 1897-1899 годах состоялась первая полномасштабная бельгийская антарктическая экспедиция на трёхмачтовом барке «Бельжика» под командованием барона Адриена де Жерлаш де Гомери. Сопровождавшаяся целым рядом проблем и трагических неудач, в 1898 году экспедиция оказалась вынуждена зимовать у берегов Антарктиды. Очередной проблемой оказалось отсутствие на борту должного запаса предназначенного для ламп керосина, и в течение всей полярной ночи только полярные сияния освещали палубу барка. Под светом одного из них Адам Толлефсен, матрос, вошёл в состояние АИ, раскидал команду, пытавшуюся его остановить, едва не разбил топором голову штурману «Бельжики», спрыгнул на лёд и быстрым шагом ушёл прочь от затёртого во льды корабля, следуя одному ему слышному зову. Кто-то из матросов предполагал потом, что Толефсен пешком отправился домой, в Европу, но дело, конечно, не в этом…




Вверху: барк «Бельжика» у берегов Антарктиды, до зимовки.
Внизу: «Бельжика», затёртая во льдах (экипаж пытается прорубить канал, чтобы освободить судно - это уже весна).
Фотографии сделаны судовым врачом, позднее – известным путешетственником, Ф.Куком.



…Как я уже упомянул, случай этот имел забавное продолжение. Дело в том, что штурманом на барке во время экспедиции служил ни кто иной, как норвежец Руал Амундсен. Будущему знаменитому путешественнику было тогда всего двадцать шесть, – и эта его первая экспедиция едва не стала последней. Возможно, именно поэтому он так ярко запомнил случай с ушедшим в полярное сияние матросом. Впоследствии Амундсен, судя по всему, не раз сталкивался в своих полярных экспедициях с проявлениями АИ и считал её одной из серьёзных угроз, сопровождающий полярные исследования. Именно в этом ключе он в своё время охарактеризовал данное явление контр-адмиралу ВМС США Ричарду Бэрду, обратившемуся к нему за консультацией перед собственной полярной экспедицией. Контр-адмирал внял словам уже бывалого на тот момент путешественника и… распорядился укомплектовать собственное судно запасом смирительных рубах. :))


*   *   *

В это же время (конец XIX – начало XX вв.) появляются первые научные работы, посвящённые феномену АИ и ее формам. Одна из них – обширная статья П.Рябкова «Полярные страны Сибири» («Сибирский Сборник» за 1887 год), посвящённая, в основном, нижнее-колымскому региону. Огромное достоинство этой работы – несмотря на то, что автор не делает никаких далеко идущих выводов – в том, что она содержит значительный для того времени массив фактов о меряченье. Мы ещё не раз будем обращаться к этой статье; здесь же мне хотелось бы привести всего лишь одну цитату из неё – очень короткую, но важную конкретно для нашего обзора-исследования:

Нам передавали, что в Среднеколымске, сравнительно ещё недавно, бывало, как только затопят вечерние камельки, так девушки и женщины и начнут эмирячить, или, как здесь говорят, шаманить. […] Нужно полагать, что между шаманичаньем и эмирячеством есть некоторая разница, что отчасти будет видно ниже, но не настолько большая, чтобы нельзя было их не смешивать и не принимать за одно, что и делается здесь постоянно. Очевидно, что эти явления между собою родственны и переходят одно в другое…



Титульный лист «Сибирского Сборника» за 1887 год, в котором была опубликована одна из первых работ,
содержащих достаточно подробные сведения о меряченье

*   *   *

Рубеж и начало XX века оказались весьма плодовитыми на исследования и публикации по теме нашего обзора. В Англии экспедиционный врач Уотсон, немало поработавший в полярных морях, вводит термин «полярное безумие» («экспедиционное безумие»), из которого позднее и разовьётся понятие «арктическая истерия». В России ссыльный поляк Вацлав Серошевский, проведший 12 лет в Якутии, издаёт свои записки, содержащие немало материалов о меряченье [В.Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб., 1896.]. Немногим позднее другой политический ссыльный – Сергей Мицкевич, врач по образованию и профессии – в течение нескольких лет вынужденно наблюдает жизнь аборигенов нижней Колымы, и по материалам этих наблюдений публикует (уже в советское время) интереснейшую брошюру «Мэнерик и эмириченье» [С.М.Мицкевич. Мэнерик и эмириченье. Формы истерии в Колымском крае. Л., 1929.]. Восточнее изучает проявления АИ у юкагиров В.Йохельсон [W.Jochelson. The Yukaghir and the Yukaghirized Tungus. Leiden, New York, 1910.]. В это же время появляются сообщения о распространении АИ в других полярных регионах: у эскимосов Гренландии, у индейцев северной Канады…

А главное, начинаются исследования АИ на Кольском полуострове, где этот феномен выражен наиболее, вероятно, ярко и наиболее чётко связан с контекстами магии и шаманизма. Исследования, которые уже совсем скоро очень далеко выйдут за рамки сугубо научных…

…Впрочем, об этом речь будет впереди. А сейчас, пожалуй, историческую часть пора завершать и переходить непосредственно к феноменологии арктической истерии.

Tags: ИСС
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пятидесятница афоризмов.

    1. Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою…

  • Грядёт "эпоха великой грызни"?

    Похоже на то, что мир понемногу входит в "эпоху великой грызни". Грызни за природные ресурсы, сокращающиеся с каждым годом как…

  • О выборах.

    Пишут, что какие-то депутаты требуют отменить итоги выборов в России "из-за многочисленных нарушений". Ну, ей-богу, как дети малые и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments