Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Обновление икон (2).

Оригинал взят у prajt в ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН часть2 продолжение.

Обновление икон в Тамбовской губернии 1922–1924 гг.

После Воронежской и Волгоградской областей, ставших первыми областями России, куда проникли обновления из Украины уже в 1920 г. и где карантин не смог воспрепятствовать эпидемии, обновления двинулись также в расположенную рядом Тамбовскую область.

Уже 13 февраля 1922 года член Кирсановского укома Степанов доносил: «В Чембаровском уезде за последнее время стали появляться чудотворные иконы, были случаи, говорят,  здесь явилась Божья Матерь и плачет, один коммунист подошёл и разрезал ей глаза ножом, потекла кровь, а коммунист остался стоять с поднятой рукой, так и стоит по настоящее время. 12 февраля сего я был и лично смотрел обновлённую икону Иисуса – говорят, что икона была облезлой, за каких-то 3-4 часа покрылась слоем золота. Гражданин, у которого обновилась икона с. 2-я Гавриловка, приблизительно 26-27 лет, Николай Дёмин, при моей попытке говорить уверял, что икона обновилась сама, население этому верит, ходит толпами смотреть».

16 февраля 1922 г. тот же Степанов с некоторой растерянностью доносит из с. Рудовки в Кирсановский уком: «В с. Софьино у крестьянина этого же села на глазах у граждан обновилось 3 иконы, среди них [икона] Серафима Саровского. Около этого дома и в доме был отслужен молебен, после собирали деньги в пользу чудотворной иконы. При разговоре со священником о чудесах священник уклонился от прямого ответа. Впервые чудеса начались с Чембарского уезда, теперь эта волна, идя равномерно, захватила и наш уезд, не делая прыжков - почему не обновляются иконы в южной части уезда? Здесь теперь уже говорят, что в Чембарском уезде начали иконы темнеть, религиозные старухи говорят: «Иконы темнеют, потому что их не сумели встретить». В общем следует отметить, что религиозная волна охватывает всё глубже и глубже крестьянские массы. Для пресечения этих одурачиваний предлагаю выслать комиссию-экспертизу».

Местные власти также не были готовы к такому непонятному для них явлению и начинали испытывать лёгкую панику. В двухнедельной госинсводке Уполгуботдела по Кирсановскому уезду с 5 по 22 марта 1922 г. говорилось: «В Инжавинской волости распространяются слухи, что в лесу, 4 версты от Инжавино, в пустыне, где живут монашки, обновилось 2 иконы. В с. Усово Куровщинской волости обновилось 2 иконы. За февраль и половину марта по Кирсановскому уезду обновилось 13 икон. Начались подготовительные работы протестов против передачи церковных ценностей, отцы духовные имеют всегда возможность, а в данном случае в особенности, использовать церковь для свержения советской власти... В силу участившихся случаев обновления послать предписание усовмилиции об изъятии всех обновлённых икон».

Но предпринятые меры не принесли успеха безбожникам. Обновившиеся иконы изымали, но тут же обновлялись другие иконы и притом ещё в большем количестве. В госинсводке 20 марта–5 апреля 1922 г. говорилось, что: «Кирсановский уезд подвергся эпидемии распространения обновлённых икон. За этот период обновилось 37 икон. Они изъяты, ведётся расследование. К обновлённым иконам приглашаются священники для совершения молебнов, где граждане обращаются за разъяснением, в большие рассуждения не входят, а говорят, что благодать Божья. Такие случаи в Кобяках, Соколово, г. Кирсанов. Священник городского собора Богоявленский утвердительно говорит, что это чудо. Священник монастырской церкви Архангельский и диакон Рождественский обновления отрицают, признают шарлатанством».

Точного учёта икон, обновившихся за 1924 г., не имеется, но по имеющимся данным можно смело определить, что за 1924 г. обновившихся икон было до 1000. Главным образом обновление имело место в семьях бедноты и у вдов-старух.

Постепенно число обновлений икон уменьшалось. Православное духовенство и миряне подвергались репрессиям, оставшееся же население всё более приобретало черты «советского человека», чаще равнодушного или даже враждебного проявлениям какой бы то ни было религиозности.



Так высмеивали обновления икон в 30-е годы. Подпись: «А совсем немного работал над ним батюшка отец Николай: вымыл теплой водичкой, маслицем помазал, полотенцем обтер». Карикатура из книги Е. И. Петровского «Чудеса и мощи»

Волны обновлений в Петроградском, Псковском, Новгородском, Калужском, Оренбургском и Рязанском уездах в 1924-1930 годах

В то время как обновления почти закончились в Тамбовской губернии, они начались в Белоруссии (см. ниже), Новгородском уезде и Ленинграде. Петроградская и Псковская епархии также не избежали массовых обновлений, чаша сия не минула и Оптину пустынь Калужской епархии. Иноки Оптиной пустыни сообщали: «У нас совершается много знамений: купола обновляются, из Святого креста кровь потекла, богохульники столбняком наказываются и умирают».

Первое чудо обновления икон на Псковской земле произошло при следующих обстоятельствах. 8 июня 1924 г., в воскресенье, в д. Варварино Краснопрудской волости Псковского уезда 19-летний церковный певчий Андрей Семёнов остался дома один. Его домочадцы ушли в церковь. Андрей стоял у божницы и молился. Вдруг старая тёмная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы просветлела, засияла и обновилась. Вскоре от иконы начались исцеления.

Наибольшее количество икон обновилось в Краснопрудской волости. В Прудском приходе 5 икон сразу обновилось у Акилины Ларионовой, две – у Сергея Афанасьева, 3 – у Василия Кондратьева, по одной иконе – у Марии Морозовой, Татьяны Антоновой. Иван Григорьев с неизвестной монахиней обнаружили, что на Краснопрудском кладбище, на крестах, обновилось 40 икон. Количество их росло с поразительной быстротой. Ежедневно в десятках изб обновлялись всё новые и новые иконы. Это явление перекидывалось из уезда в уезд. В течение двух дней, 12 и 13 июля, массовые обновления икон произошли в деревне Плоская Лука: у Ивана Нефёдова, Петра Александрова, Дмитрия Ефимова и других – по одной иконе, а у Анастасии Романовой – десять. Сразу пять икон обновилось у Ивана Иудина из деревни Лыткино. В деревне Подоклинье у коммуниста Ивана Татаринова в его отсутствие обновилась икона, которую его жена хранила тайно, несмотря ни на какие его уговоры и угрозы. Иван Татаринов был предан суду.

Обновления происходили в домах как верующих, так и неверующих, но преимущественно в домах людей благочестивых и так называемых кулаков.

Крестьяне, несмотря на горячую пору, бросали страду, спешили увидеть всё своими глазами, поклониться святыням. Вера в народе возрастала, укреплялась, люди молились, шли в оставшиеся ещё открытыми храмы.

Пошли разные слухи о совершавшихся ещё и других чудесах – о мощах в Бутине,  возле которых сама собой появлялась горящая лампада, о том, что в Краснопрудской церкви по ночам зажигаются лампады и свечи. Крестьянка Мария Яковлева рассказывала, что её соседка Александра Антонова видела,
когда коммунисты дерзко взяли обновившуюся икону, она рассыпалась у них в руках. В Пскове, в Старо-Вознесенском монастыре, где разместилось ГПУ, вернулись на свои места иконы. Рассказывали, что к отцу, у которого в доме обновилось сразу десять икон, приехал в отпуск неверующий сын-красноармеец. Несмотря на мольбу престарелого отца, он в ярости выбросил из дома все иконы и сжёг. После этого его руки стали чёрными и не отмывались. О том, что случилось с иконой св. Параскевы Пятницы, обновившейся первой, рассказывали: «В деревне Варварино обновилась икона. Когда коммунисты хотели забрать её, лошадь, везшая икону, сломала ноги, возницу-солдата разбило параличом, а икВ виде такого чуда коммунисты стали молиться и каяться. Через 3 часа икона появилась, и тогда они уверовали в Бога окончательно. Вызвали из Москвы комиссию. Члены комиссии, расследуя обстоятельства дела, также уверовали, вышли из партии и решили строить церковь на месте обновления».

Многих священников арестовали за «поповский обман» и приговорили к различным срокам тюремного заключения. Судьба многих осуждённых по данному делу неизвестна, как неизвестна также и участь чудесно обновившихся икон. По некоторым сведениям, они находились в конце 1920-х гг. в музее В. И. Ленина. /Газеты «Псковский набат», 1924 г., № 222, 280, 292–298; 1925 г., № 60; «Ленинская гвардия», № 8 /.

В 1925 году в Новгороде были осуждены 48 человек – 31 мужчина и 17 женщин. Обвинительное заключение гласило: «В конце 1924 года в Медведской и Самокражской волостях Новгородского уезда распространились слухи о происходящих чудесных обновлениях икон в пределах Ленинградской и Псковской губерний. Эти слухи привлекли на свою сторону религиозно настроенных граждан, которые начали паломничество в места обновления для осмотра икон и поклонения им. Такое паломничество привело к тому, что среди населения стали распространяться всевозможные слухи, имеющие перед собой чисто контрреволюционную почву… Религиозный фанатизм распространялся с неимоверной быстротой, и эпидемия обновления икон начала поражать одну за другой деревни Медведской и Самокражской волостей Новгородского уезда». «Вообще... в ряде волостей Новгородского и Старорусского уездов обновилось столько икон, что подсчитать их точно при данных условиях является работой весьма трудной. Однако органами дознания в этих уездах обнаружено более 150 обновленных икон...». Судя по документам, все обновлённые иконы отбирались и уничтожались; их владельцы, свидетели и священники, служившие перед ними молебны, попадали на скамью подсудимых.

«17 ноября 1924 года Дарья Александрова (д. Закибье Медведской волости Новгородского уезда), которая ранее считала себя человеком неверующим и среди населения слыла за коммунистку, объявила об обновлении принадлежавшей ей иконы «Троеручицы» Божьей Матери и распространила слух о чуде, виденном ею при обновлении. Этим чудом, по рассказам Александровой, явилось то, что от иконы якобы сыпались искры, когда пред нею зажигалась лампадка. Сама Александрова после этого надела на шею крест, коего раньше не носила». (За свое свидетельство Д. А. Александрова была осуждена по 120-й статье Уголовного кодекса).

Андрей Прокофьевич Прокофьев (деревня Менюши Медведской волости) свидетельствовал, что «В январе месяце, проснувшись ночью, он увидел, что весь его дом охватило сияние. Это сияние продолжалось около получаса, ввиду чего он, Прокофьев, стал молиться Богу. На следующий день утром он пошел в свою нежилую избу и там увидел, что икона Казанской Божьей Матери стала светлая. Лицо иконы, риза и руки стали совершенно другими, [чем] какими он видел их раньше». За своё свидетельство Прокофьев был осуждён по 120-й статье УК [35].

4 января 1925 г. в деревне Сосенки распространился слух о чудесном обновлении иконы Божьей Матери «Иверская», принадлежавшей Василию Григорьеву. «Весть об этом чуде укрепляла веру в обновление, и на поклонение иконе стали приходить паломники из разных деревень...» .

Из обвинительных документов специальной экспертной комиссии, 1925 год: «Об обновлении иконы Иверской Божьей Матери, принадлежавшей гражданину Василию Григорьеву. Обновление иконы было обнаружено во время распития самогонки гр-ном Антоновым, сидевшим за столом совместно с хозяином иконы Григорьевым и соседом Харламовым. Молва о чуде быстро распространялась по деревне, верующие несли святые подаяния... Икону осмотрели сельские власти, местные комсомольцы и священник. Икона действительно светлела, и это происходило на глазах присутствующих. При осмотре экспертной комиссией иконы, отобранной у Григорьева, установлено, что обновление её произведено путём протирания стекла с наружной стороны и удаления, таким образом, грязи и копоти, затемняющих лик иконы. Потемнение же иконы было вызвано тем, что за нижнюю планку её окантовки было налито деревянное масло, которое по законам капиллярности поднималось вверх по бумажному изображению иконы и создавало медленное её потемнение».

Дарья Александровна Васильева (деревня Уномерье Самокражской волости) свидетельствовала, что «В феврале 1925 года, проснувшись ночью, она увидела в углу какой-то свет. Через несколько дней, обратив внимание на свои иконы, она увидела, что иконы из черных превратились в светлые. После этого ей во сне явилась Богородица и сказала: «Не скрывай». За то, что Васильева «не скрыла» этого факта, она была осуждена по той же статье.

Из обвинительного заключения священника Заозёрского Никанора Еразмовича в 1925 году: «...Священник пог. Сабле Никанор Заозёрский обвиняется в том, что в феврале 1925 г. ходил по деревням своего прихода и вёл пропаганду о том, что обновляющиеся иконы есть чудо Божие, посланное Господом, чтобы народ молился Богу и ходил в церковь, что в наказание за грехи Бог согнал с полей снег, что обновлённые иконы отбираются властью неправильно...».
Из других протоколов: «В конце марта или апреле 1925 г. в деревне Сергово Трясовской волости в доме Ивана Пухтина обновилась икона Божьей Матери «Владимирская»». Обновление иконы было обнаружено маленькими детьми, пришедшими в избу Пухтина. […] При изъятии от Пухтина иконы 13 апреля 1925 г. Иван Пухтин оказал милиции сопротивление, не желая, чтобы икона у него была изъята. При этом он оттаскивал милиционера от иконы за руку, а 100-летняя его мать, как написано в обвинительном заключении, «наносила представителям власти словесные оскорбления, называя их грабителями...».

В марте 1925 г. в д. Дубня Трясовской волости было объявлено об обновлении иконы «Николай Чудотворец», принадлежавшей Степаниде Арестоуловой.

А вот обвинительное заключение по делу священника, который был подвергнут тюремному заключению только за то, что отслужил перед обновившейся иконой молебен. «Гражданин Георгиевский обвиняется в том, что, будучи священником Астриловской церкви, 29 мая с. г. из корыстных и иных видов прибыл в дер. Овчинкино Астриловской волости и отслужил перед так называемой обновившейся иконой молебен, чем способствовал укреплению в сознании граждан чудесных обновлений и дальнейшему развитию этого явления, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 16 и 120 УК».

В других делах фигурируют обновившиеся иконы из д. Ушно (в декабре 1924 года у Алексея Павлова), д. Взъезды Медведской волости (февраль 1925), д. Ямок Трясовской волости (в марте (апреле?) 1925 г. у гр. Пентюшкина Григория и его жены Анны («жена Пентюшкина сказала, что икона обновлялась на её глазах и это происходило постепенно снизу вверх), с. Новые Теребони (в январе 1925 года у Семёна Волкова) и др.

В Новгородской и Старорусской епархиях явление обновления икон происходило и в церквях. Обновилась икона Старорусской Божьей Матери в Спасо-Преображенском Старорусском монастыре и Владимирской Божьей Матери в часовне д. Овчинкино Астриловской волости.

Один из последних случаев, произошедших в Новгородской области до войны, имел место 15 марта 1929 года. Специальный протокол отмечает:
«В с. Саюкино у Екатерины Петровны Носовой обновилась икона «Спасителя«. Направлена комиссия РАО с участием священника и населения. Установили, [что] вследствие сухости воздуха икона приняла более чистый вид, так как налёт сырости высох и отпал».

В июне 1925 года в г. Бузулуке Оренбургской области в разных частях города обновились 44 иконы...

В 1925 году обновления добрались до Ленинграда. Иеромонах Сапсон (Сиверс), видевший обновление одной из икон в этом году, рассказывает об этом явлении так: «Она горела каким-то особым огнём. Пламенем синим горела, не красным огнём. Причём сама икона хрустела, как будто лучины разжигают, чтобы разжечь самовар. У меня был маленький кот в келии, он, бессловесная тварь, спрятался под шкаф, оставались видны тольео хвост и задние ноги… Я остановился в дверях – у меня пожар, а дыма нет, какой-то сине-голубой свет, и колышется. Горела икона, а все было тихо – ни запаха дерева, ни пыли, ни гари, ничего не было. Я оцепенел! Думал: заливать? […]. А потом – хлоп! Как хлопушка, и потухло. И чистый вохдух. Подхожу к Феодоровской иконе – она чистая, а была вот такая чёрная. И всё: краски, изображение, лик – всё полностью видно. […]. А второй раз обновление иконы было уже после смерти Патриарха Тихона, через два года, в двадцать седьмом году, когда я служил с Патриархом Алексием в греческой посольской церкви. […]. Я вернулся, вхожу – опять такой же пожар».

В 20-е годы в Петрограде обновились купола на храме: стали золотые, а были чёрные.

Чудеса происходили в течение длительного срока.

Уже в 1930 году были произведены многочисленные аресты в Рязанской области. Здесь, в селе Апушка, в 20 верстах от города Шацка обновилась икона Божьей Матери, а неподалёку, в селе Вановье, жители стали свидетелями целого ряда чудесных знамений от икон.

В 1930 г. в селе Бузинове Средневолжского края кулаки распространили слух о том, что у вдовы Шапченковой «обновилась» икона. В короткий срок почти все жители села собрались у дома вдовы. Были там священники и церковные активисты. Они говорили крестьянам: «Вот видите! Не пошли в колхоз – милость господняя воссияла». Позднее следствием было установлено, что икона приобрела свой первоначальный вид потому, что вдова ее вымыла с мылом.

Конец 20-х годов ознаменовался обновлениями на Кавказе (к сожалению, точный год неизвестен).
Умерший в 1991-м году 99 лет от роду двоюродный брат владыки Иоанна (Шаховского) Константин Сергеевич Родионов застал множественное обновление икон при закрытии в конце 1920-х годов скита Ново-Афонского монастыря на Кавказе в местечке Псху, куда доныне можно добраться только на вертолёте.

Волна обновлений икон в Приморье и Китае в 1922–1925 гг.

С 1922 года Приморье либо стало очередным очагом, либо же кто-то привёз сюда сведения об обновлениях, спровоцировав тем самым волнения в умах. Спустя 6 месяцев в Японии случится Великое землетрясение Канто, в котором погибнет около миллиона человек, и чем ближе к роковой дате 1 сентября 1923 года, тем больше случаев обновления икон будет происходить. Описание этой волны мироточений приведено в книге архиепископа Мефодия. «О знамении обновления святых икон» (1-е изд. Харбин, 1925, последнее издание – Москва, 1999).

Как пишет архиепископ Мефодий: «Волна обновлений прошла по югу России как бы каким-то многоводным потоком. Знамения обновления так многочисленны, так явственны, так очевидны, что сама безбожная власть вынуждена признать действительность происходящего и засвидетельствовать об этом в своём официальном органе. Так, в одном из номеров газеты ВЦИК за вторую половину 1923 года или за первую 1924 года была помещена заметка, которая начиналась словами: «Повсеместно началось обновление икон...».

Приморье стало распространять обновления на северо-запад в сторону Китая, Благовещенска и граничащих с ним поселений в самом конце 1922 года.
Кролевец и Кневичи стали первыми городами, где произошли новые случаи обновлений. Так, имеется письмо христианина из Владивостокской епархии священнику-беженцу этой епархии, находящемуся в Харбине (Китай). Письмо описывает поистине поразительный случай обновления иконы: «У нас, слава Богу, появилось множество чудес, и я решил сообщить о них Вам, предварительно убедившись своими грешными глазами; в Кролевце обновилось более десяти икон. И вот мне представился случай смотреть на них. Да, действительно чудеса Божии, посылаемые нам, грешным, чтобы мы каялись и обратили сердца свои к Господу. У Василия Косячука икона Спасителя, окружённого двенадцатью апостолами, на бумаге, без стекла, в простенькой рамке, уже изорванная, сделалась совершенно новой и следы изорванного зажили, только рубцы. Один неверующий колол её и резал ножницами, но и эти следы в течение некоторого времени заросли, и это на глазах людей. Лики икон как живые, необыкновенные. Внизу на иконе в ¼ вершка осталась чёрная полоса, указывающая прежнее состояние иконы. У Марченко Хромого икона Богоматери была в серебряной обделке, но сделалась в золотой, и необыкновенного золота. Остались только в трёх местах признаки дообновлённого состояния иконы. Лики поразительные, очень заметные издали. Я видел это своими глазами и верю, что это чудо Божие...»

То же лицо в другом письме (29 декабря минувшего [1922] года) пишет: «Я писал о чудотворно обновлённых иконах в селе Кролевце, а сейчас счастлив написать Вам, что это Божественное чудо перекинулось и на Кневичи. Икона Божьей Матери Казанской чудотворно обновилась и у меня. Не могу Вам описать радости, которую я с семейством испытываю, глядя грешными взорами на лик Богоматери и Богомладенца, изменившиеся на невообразимо кроткие, миловидные, нежные, весьма красивые, с кровавым румянцем лица. Позолота обделки изменилась, как только что из магазина куплена, даже много красивее. Осталось только пятнышко на венчике Богоматери величиною в ¼ медной монеты копейки прежнего тёмного цвета – это доказательство бывшей темноты иконы, стоявшей на стене в течение девятнадцати лет. Между тем стоящая рядом и такое же время икона Спасителя оставалась тёмной. Я искренне верю и благодарю Бога, посетившего меня грешного своим благословением. Кроме меня, чудотворно обновились иконы у стариков Дьяченко, Мокриенко, Тарасова, Д. Барабаша, Феодора Сущенко, моей матери, Гервасия Сидоренко, Василия Остапенко. Каково это знамение, Бог знает, но люди, не верующие в Бога, по-прежнему не верят, а веровавшие укрепились ещё лучше в вере».

Далее случаи благодатных обновлений на Дальнем Востоке стали ползти во Владивостокскую епархию. Первое знамение обновления последовало в Гродекове, в пятницу на сырной седмице 1923 года. 3 февраля старого стиля обновилась икона у жителя Гродекова казака Аполлона Степановича Мрыхина, проживающего на Андреевской улице. Обновившаяся икона небольшого размера, штампована чернью по белой фольге, наложенной на доску. Икона – родительское благословение. На ней девять изображений в три ряда... Первым заметил обновление красноармеец, бывший на постое у хозяина дома, когда утром после уборки лошадей вошёл в комнату и, вымыв руки, взглянул на икону. Заметив обновление, он тотчас же сказал проснувшейся хозяйке: «У вас икона обновляется; у нас на юге России (откуда красноармеец был родом) иконы тоже обновлялись [возможно он имел в виду Тамбовскую губернию – И. Б. ] ». Икона обновлялась постепенно. По словам одного лица, видевшего святую икону спустя неделю после обновления, обновление шло с левого от зрителя угла сверху книзу, захватывая часть изображения святителя Николая и Воскресения Христова и внизу все изображения Успения Божьей Матери. Оставались необновившимися вверху два изображения Божьей Матери, в средине Зосимы и Савватия и внизу в углу слева Воздвижение Честного Креста.


Tags: чудеса
Subscribe

  • Священник = пророк.

    Источник картинки. Как писал о. Александр Мень, «доисторические мистики» были предтечами носителей свободного религиозного…

  • ???

    Племена гуанчей на Канарских островах возглавлялись вождями (на Тенерифе — менсей). В древнегреческой мифологии сохранилось имя первого царя…

  • Американская трагедия.

    — Что нужно, чтобы стать хорошим математиком? — Должен быть внутренний голос. Я очень люблю вспоминать историю про мою бабушку. Она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments