Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Почему св. Антоний Печерский "не возлюбил" киевские монастыри?

В Житии св. Антония Печерского сказано, что он после пилигримства на святую гору Афонскую вернулся в Киев. "Размышляя, где бы поселить­ся, он обошёл монастыри, но ни в одном из них не остановился — так было угодно Богу. Поэтому св. Антоний отправился в горы и глухие места и пришёл на Бересто­во. Здесь он нашёл пещеру, которую выкопали некогда варяги, сотворил молитву и поселился тут, пребывая в великом воздержании. Это было в 1013 году."

На другом сайте говорится: "Прибыв в Киев, Антоний обошёл многие бывшие уже там греческие монастыри, но ни в одном не остался, так как не нашёл той строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне".

Ещё в другом источнике говорится так: "Вернувшись, он обошёл киевские монастыри, но ни один ему не пришёлся по сердцу, всё было не так, как на Афоне, всё было не то".

И. М. Концевич в своём исследовании "Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси" пишет следующим образом: "Возвратившись из Греции, Антоний обошёл все киевские монастыри и "не возлюбил" (ни в одном из них остаться), "Богу тако хотящу"."

Интересно, почему же св. Антоний "не возлюбил" киевские монастыри?

Оказывается, из 68 известных монастырей до-монгольского периода две трети были построены князьями и боярами. Из остальных известно только о 10-ти, как построенных самими монахами и при том почти во всех случаях монахами богатыми, на деньги, принесённые из мира. Понятно, что в монастырях, построенных на деньги из мира, царил дух мира сего. Как говорится, "кто девушку ужинает, тот её и танцует". Переиначивая этот сугубо кавказский афоризм применительно к нашей ситуации, можно сказать, что кто даёт деньги монастырю, тот устанавливает свои порядки в нём. А порядки эти могут быть далеко не евангельскими.

Вот так и получается, что один только Киево-Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырём монашеского строения, воздвигнутым без всяких предварительных денежных средств одним трудом и подвигами братии. Сначала сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион. Затем, когда Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела, её занял монах Антоний; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи.

"Мнози бо монастыри", замечает по этому поводу летописец, "от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньем, молитвою, бденьем" (цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви. - М., 1991, т. 1, с. 225). Князья строили монастыри собственно не для монахов, т. е. главным образом не для них, а для себя, чтобы иметь собственных молитвенников за свою душу. Это была дань подражания грекам, у которых по давнему обычаю все коронованные, знатные и богатые люди строили свои фамильные монастыри и владели ими на основании ктиторского права.

И тут возникает вопрос: а что вообще "крестил" "святой" князь Владимир? Обычно бездумно говорят: "князь Владимир в 988 году крестил Русь". Но слово "Русь" слишком широкое и неопределённое. Когда же мы углубляемся в конкретные детали, то видим, что от княжеского "крещения Руси" нет никакого проку: святой Антоний обходит все киевские монастыри и не находит в них никакой святости. Очевидно, христианская святость на Руси не может появиться по воле князя. И если она всё же появляется, то приходит окольными путями, гнушаясь великокняжескими строениями и установлениями.

Вместе со св. Антонием на Русь притёк один "ручеёк" святости; а были и другие многочисленные "ручейки", о которых мы ничего не знаем. Ещё до "крещения Руси" среди славянских племён, особенно на северо-западе, проповедовали христианский Путь спасения ирландские монахи-миссионеры. Влияние римско-католической Церкви заметно по таким заимствованным словам, как "крест", "церковь", "поп". Из Болгарии тоже, по-видимому, притекали на Русь "ручейки" святости. Варяги (по крайней мере, некоторые) привозили из Царьграда Благую Весть о Спасителе....

Когда все эти многочисленные "ручейки" слились в одну полноводную "реку", тогда-то князь Владимир и "крестил Русь". Собственно, Русь была бы крещена и без него. Христиане в Киеве были и до князя Владимира, и их число увеличивалось с каждым годом. Владимир же, видя, что он не может остановить сей процесс, решил возглавить его. И так он стал "святым" "крестителем Руси".
Tags: Древняя Русь, христианство
Subscribe

  • Как в сказке.

    На парламентских выборах в Грузии, по предварительным данным подсчёта голосов, лидирует правящая партия "Грузинская мечта". После подсчёта…

  • О выборах.

    На днях Fox News опубликовал результаты очередного опроса. Если бы выборы состоялись сегодня, за Байдена проголосовали бы 50%, а за Трампа 38%.…

  • Двое из ларца: демократия и аристократия.

    Демократия — строй, при котором любой орк, если за него проголосует большинство, может получить Великое Кольцо ( Источник). Или вот ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments