Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О трудовой аскезе в монастырях российских.

Георгий Федотов в заключение своего исследования "Святые Древней Руси" отметил: "Господствующая аскеза русских святых - пост и труд...

mosika_901_00001
Св. Сергий Радонежский и сам работал не покладая рук, и братию заставлял работать.

Труд чаще всего встречается в виде телесного труда в тяжёлых монастырских послушаниях ("кто не знает Кирилловские хлебни?") или на огороде, в поле, в расчистке лесной чащи для земледелия. Отсюда, от трудовой аскезы, один шаг до аскезы хозяйственной, объясняющей огромное значение русских (как и западных средневековых) монастырей в системе народного хозяйства. Основатели Соловецкого монастыря, как и св. Филипп, игумен соловецкий, являются для нас покровителями не только земледельческой, но и промышленной технической культуры". (Видимо, не случайно первый советский лагерь - СЛОН - оказался на территории Соловецкого монастыря.)

На Форуме дьяка Кураева Александр из Владивостока описывает распорядок дня монахов на примере одного мужского :) монастыря.

5,30 - подъём
6,00 - начало утренних молитв, потов полунощница, трёхканонник, всё это дело до 7,30-7,40
7,40 - завтрак (в монастыре очень тяжёлая работа поэтому завтракают все, за исключение одного иерея который не работает, а только служит - слабый очень)
8,00 - послушания
13,00 - обед
после обеда сразу послушания
19,00 - ужин
свободное время
21,00 - вечерние молитвы (полчаса)
келейное правило, свободное время
23,00 - общий отбой, бодрствовать запрещено

Самое тяжёлое послушание в монастыре это трапезная, я когда стоял в первый раз у меня примерно в четверг (послушание с понедельника по воскресение - одна неделя) начались сильнейшие судороги в ногах, стоило только присесть или прилечь как мои ноги сводила судорога, я даже не буду говорить как это больно :'(. Трапезная заканчивалась около 22,00.

Там же, на Форуме Кураева, Гвоздев Сергей возмущается: "Вообще, я до сих пор не очень понимаю, для чего СТОЛЬКО внимания уделять трудовым послушаниям - до такой степени, что уделить внимание чему-то другому уже физически невозможно. Мне кажется, это наша сейчас всеобщая страсть к строительству и восстановлению. И при всей пользе труда должна быть мера, иначе пользы для духовной жизни уже не будет.

Даже в уважаемой и любимой Оптиной - судя по одной из лучших (имхо) книг о ней, "Пасха Красная". Когда восстанавливали монастырь, то одна трудница-штукатур, работавшая на восстановлении храма, "поплакалась" о. Ферапонту: молиться не остаётся ни времени, ни сил. Он учил её молиться молитвой Иисусовой при работе. Эот навык - очень хорош для души, но я о другом. О. Ферапонт был простым монахом, а вопрос к руководителям работ - разве важно такими темпами восстанавливать храм? Что лучше: восстановить храм за полгода (и при этом у людей не будет ничего, кроме физического труда) или восстановить его за полтора года - но при этом у людей будет нормальный трудовой и молитвенный распорядок дня.

Иногда Сам Господь останавливает. В одном из наших женских монастырей несколько лет назад случился пожар. Сгорел коровник, причём невероятно быстро и тихо. Не было слышно ни крика скотины, ни грохота обрушения, и вовремя не заметили пожар (хотя это - рядом, прямо на территории обители). А когда заметили - уже было практически пепелище. В считанные, м.б. час-два.
Вскоре после этого одна из монахинь оказалась попутчицей моей мамы. Мама посочувствовала в связи с бедой, а матушка тихо ответила:
- Увлеклись...
- Как - увлеклись?
- Сестёр у нас мало, а хозяйство развили большое. На коровнике было очень тяжёлое послушание. Кто там работал - и на службы не успевали, и на личную молитву сил не было. Вот Господь и остановил."

Ну да, я согласен с Гвоздевым Сергеем. Ведь монастырь по первоначальной своей задаче и идее вовсе не имеет в виду трудовые послушания. "Первое делание у монаха - безмолвие, то есть жизнь, провождаемая без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтоб, став выше человеческих наслаждений, можно было прилепиться к Богу. Второе - соразмерный пост, то есть единократное на день вкушение пищи простой, и то не до сытости. Третье - соразмерное бдение, то есть употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхание и слёзы. Четвёртое - телесная молитва, состоящая из церковных молитв, поклонов и коленопреклонений. Пятое - молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль. Шестое - чтение житий святых отцов и их словес, совершенное удаление слуха от учений странных. Седьмое - вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы по неопытности и самоуверенности, задумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда начнёт восставать плоть, по лукавому навету" (св. Ефрем Сирин).

Как видим, св. Ефрем Сирин трудовое делание не включает в число первоочередных задач монаха. Оно, конечно, должно быть, - ведь монастырь, по идее, находится на полном самообеспечении, - но оно не должно выступать на первый план, отнимая у монаха львиную долю времени и сил. Сам я лично на монастырском послушании не был, но были мои друзья в Задонском мужском монастыре, и они рассказывали, что он напоминает что-то среднее между колхозом и санаторием (кормят 4 раза в день!). Конечно, монашеским деланием удобнее заниматься у себя дома, - только для сего потребна большая сила воли. А в монастыре - точно так же как в больнице: может быть тебе повезёт встретить врача, который исцелит тебя, а может быть и не повезёт. AnnaOl говорит, что в монастыре всё же "есть шанс преобразиться и действительно увлечься духовной жизнью, а не смирЯнием (это когда человек мазохистски  ищет, чтобы его посмиряли и разного рода несуразности от начальствующих воспринимает за науку духовную)."
Tags: аскеза, православие
Subscribe

  • О "верхнем посте".

    Интересно получается: за меня кто-то написал "верхний пост". Я в это время - 20 июня 2020, 15:54 - ходил в магазин за продуктами.…

  • Верхний пост.

    Я не хотел писать всякие "верхние посты", но обстоятельства вынуждают меня к этому. Прежде всего хочу заявить, что мой ЖЖурнал - это…

  • (no subject)

    Записи в сообществе Священный Матриархат за январь 2020: Обычай «брачного воздержания». Характеристика конкретного образца…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments