Шаманы, как умершие, должны в своём путешествии в Преисподнюю перейти через мост. Здесь мы имеем дело с мифологическим комплексом, главными элементами которого являются следующие положения: а) in illo tempore (во время оно), в райские времена человечества, Землю и Небо соединял мост, и люди могли беспрепятственно проходить в ту и другую сторону; б) после того, как лёгкое сообщение между Землёй и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве "духа", то есть для этого необходимо умереть или впасть в экстаз; в) этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть; мост становится узким, как лезвие бритвы, если по нему проходит злодей; только "добрые", а особенно посвящённые, без труда проходят через него (последние в какой-то мере знают дорогу - ведь они проходили однажды через ритуальную смерть и воскрешение); г) некоторые избранные лица, например шаманы, могут проходить через этот мост ещё при жизни, впав в состояние экстаза.
Проходя в состоянии экстаза через "опасный" мост, соединяющий два мира (что обычно удаётся только мёртвым), шаман доказывает, с одной стороны, что он "дух", то есть что он уже не человек, и, с другой стороны, он старается восстановить "сообщение", существовавшее in illo tempore между Землёй и Небом; ведь, по сути дела, то, что шаманы сегодня совершают в экстазе, когда-то, в начале мира, все люди могли совершать во плоти: они восходили на Небо и нисходили оттуда, не прибегая для этого к трансу. Экстаз возвращает для избранных, для шаманов, первичное состояние всего человечества. Правда, между положением первозданного человека и состоянием, которое шаман воссоздаёт в экстазе, имеется большое различие: шаман лишь временно перекидывает мостик через пропасть, разделяющую Небо и Землю; он отправляется на Небеса, но не телом, а только душой; не аннулирует он и смерть. Возвращение Рая шаманом в экстазе является лишь условным, так как ему не удаётся полностью восстановить изначальное положение человека. Рай оказывается недоступным благодаря кольцу огня, окружающему его, или, что то же самое, кольцу из Ангелов с огненными мечами, охраняющими вход в него. Таким образом, кто бы ни хотел войти в Рай, он должен сначала пройти через огонь, окружающий его. Другими словами, лишь тот, кто очищен огнём, может войти в Рай, потому что очищение ("катарсис") предшествует мистическому единению, и мистики, не колеблясь, ставят очищение души и тела на ту же плоскость, что и очищающий огонь на пути в Рай.
Резюмируя, можно сказать: шаманизм, как наиболее показательное мистическое переживание архаических обществ, выдаёт ностальгию по Раю, желание вернуть то состояние полноты и изобилия, которое было до грехопадения.