Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Шаман - это путешественник в Преисподний мир.

    Как отмечает Мирча Элиаде, шаман отличается от других колдунов и знахарей тем, что он использует особое состояние сознания, которое приобретается через индивидуальный экстатический опыт. Впрочем, "не всякий человек, впадающий в экстаз, может быть назван шаманом; для шамана характерен транс, в котором его душа покидает тело и нисходит в Преисподнюю" (цит. по: Магический кристалл. - М., 1992. С.429). Шаман - это путешественник в Преисподний мир. Почти каждый шаман знает особое отверстие или вход в Преисподний мир, причём этот вход существует как в ординарной, так и в неординарной реальности. М. Харнер в своей книге "Путь шамана" рассказывает, что индейцы племени конибо учили его попадать в Преисподний мир, проникая в землю по корням гигантского дерева катахуа. "Когда мы с моими друзьями из племени конибо находились в шаманическом (т. е. изменённом) состоянии сознания, - пишет М. Харнер, - эти корни превращались для нас в чёрных змей, и мы соскальзывали по их туловищам вниз и оказывались в стране лесов, рек и озёр и каких-то удивительных городов, где было светло как днём". Как правило Как правило, входом в Преисподний мир является дупло какого-нибудь дерева, либо пещера, постепенно переходящая в туннель (или узкий коридор), по которому шаман продвигается до выхода, за которым открывается восхитительный, ярко освещённый ландшафт. Находясь в изменённом состоянии сознания, шаман обычно испытывает невыразимую радость от всего, что видит там, и благоговейный восторг перед теми таинственными мирами, которые открываются перед ним. Путешествие шамана в Преисподний мир длится минуты, а иногда и часы. Наконец он возвращается назад по туннелю (или коридору) и выходит наружу там, где вошёл.

     Шаманы, как умершие, должны в своём путешествии в Преисподнюю перейти через мост. Здесь мы имеем дело с мифологическим комплексом, главными элементами которого являются следующие положения: а) in illo tempore (во время оно), в райские времена человечества, Землю и Небо соединял мост, и люди могли беспрепятственно проходить в ту и другую сторону; б) после того, как лёгкое сообщение между Землёй и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве "духа", то есть для этого необходимо умереть или впасть в экстаз; в) этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть; мост становится узким, как лезвие бритвы, если по нему проходит злодей; только "добрые", а особенно посвящённые, без труда проходят через него (последние в какой-то мере знают дорогу - ведь они проходили однажды через ритуальную смерть и воскрешение); г) некоторые избранные лица, например шаманы, могут проходить через этот мост ещё при жизни, впав в состояние экстаза.

     Проходя в состоянии экстаза через "опасный" мост, соединяющий два мира (что обычно удаётся только мёртвым), шаман доказывает, с одной стороны, что он "дух", то есть что он уже не человек, и, с другой стороны, он старается восстановить "сообщение", существовавшее in illo tempore между Землёй и Небом; ведь, по сути дела, то, что шаманы сегодня совершают в экстазе, когда-то, в начале мира, все люди могли совершать во плоти: они восходили на Небо и нисходили оттуда, не прибегая для этого к трансу. Экстаз возвращает для избранных, для шаманов, первичное состояние всего человечества. Правда, между положением первозданного человека и состоянием, которое шаман воссоздаёт в экстазе, имеется большое различие: шаман лишь временно перекидывает мостик через пропасть, разделяющую Небо и Землю; он отправляется на Небеса, но не телом, а только душой; не аннулирует он и смерть. Возвращение Рая шаманом в экстазе является лишь условным, так как ему не удаётся полностью восстановить изначальное положение человека. Рай оказывается недоступным благодаря кольцу огня, окружающему его, или, что то же самое, кольцу из Ангелов с огненными мечами, охраняющими вход в него. Таким образом, кто бы ни хотел войти в Рай, он должен сначала пройти через огонь, окружающий его. Другими словами, лишь тот, кто очищен огнём, может войти в Рай, потому что очищение ("катарсис") предшествует мистическому единению, и мистики, не колеблясь, ставят очищение души и тела на ту же плоскость, что и очищающий огонь на пути в Рай.

     Резюмируя, можно сказать: шаманизм, как наиболее показательное мистическое переживание архаических обществ, выдаёт ностальгию по Раю, желание вернуть то состояние полноты и изобилия, которое было до грехопадения.
                                        









 



















 
Tags: шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments