Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Феномен Матронушки (1).

"Феномен Матронушки в простоте. Житие её простое, премудрость её простая, обращение к ней простое. Именно то, что не надо, как ко многим священникам, придя, долго доказывать, что тебе нужно помочь, не надо укорять себя, что ты не аскет, что ты не великий молитвенник, и ты простой человек. Просто надо прийти и попросить. А можно не ходить и попросить - это у кого какая вера. И понятно, что не Матронушка, а Бог даёт все те чудеса и блага, которые просят у неё, что это Он видит усилия и стремления Его детей и Он, в упрёк всем критикам о том, что почитание Матронушки чрезмерно и близко к язычеству, тысячами чудес подтверждает, что в простой вере Истина", - пишет mixmaxov в Феномен Матронушки в народной простоте.

«Безумствуешь ты, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия», — прервал речь апостола Фест, римский язычник. Интересно, а что, если бы и ап. Павел был таким же "простым", как Матронушка? И другие апостолы, и Марк, и Варнава? Состоялось бы вообще христианство как мировая религия? Сомневаюсь я, однако...

Вообще говоря, христианство очень "многослойно": есть в нём и св. Симеон Новый Богослов, и Матронушка. Наверно, далеко не всем по зубам максимализм св. Симеона, - вот они и выбирают что попроще - Матронушку. Матронушка для тех простецов, которым недоступно богословие святых Отцов. Понятно, что простецы склонны к почитанию именно "простецов", юродивых (взять хотя бы Василия Блаженного, блаж. Ксению), тогда как именитые византийские Отцы Церкви остаются где-то за горизонтом. При почитании юродивых особо не надо размышлять, они не налагают интеллектуальное бремя, так как они не оставили после себя никаких богословских трудов.

Перед смертью Матронушка сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Вот это - "помогать вам" - запомнилось больше всего. К доброй матушке Матронушке идут за помощью. У кого ни спроси, все говорят, что "она помогает". Скорая помощница. Про Христа и не вспоминают. Матронушка им помогла. Из реального разговора: "Меня сглазили - я ездила к Матронушке и всё как рукой сняло. А что Христос? Христос разве от сглаза помогает?"

Св. Матрона Московская, к сожалению, сейчас - "модная" святая. "К сожалению" не в смысле, что её канонизировали, а в смысле такого потребительского отношения к святой. Существуют как бы две Матроны - "Святая Блаженая Матрона Московская" и "Матронушка" - исполнительница любых желаний, включая желание увести мужа у подруги. Она используется как "палочка-выручалочка" или как Санта Клаус в юбке, раздающий подарки.

Многие люди на форумах пишут: "Но ведь она же реально помогает!" На что им другие отвечают: "Есть люди, всерьёз уверяющие, что им помогли Кашпировский и Чумак. А если чертей попросить - вдруг помогут? Ведь главное, чтобы помогли... ".

Да, конечно, можно сказать и так, что это "Бог даёт все те чудеса и блага, которые просят у неё". Ну, хорошо, допустим - так. Допустим даже, что, благодаря чуду, у неверующего появилась вера. Матронушка действительно многих людей сдвинула с "мёртвой точки", но ведь этого толчка совершенно недостаточно для спасения. Нужно восходить к вершинам духовного опыта, как св. Симеон Новый Богослов, а не довольствоваться одним лишь поклонением Матронушке да земелькой с её могилки. Её "к животику прикладывают", особо ревностные даже едят эту землицу. Но ведь это - не религия! Ведь религия (от лат. religare — воссоединять) - это связь с Богом! Это как раз то, о чём говорил и писал св. Симеон Новый Богослов.

Мы знаем, что матушка Матронушка никогда не учила, не проповедовала. Она предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу. Сама-то она из тех, про кого ап. Павел писал, что они "предызбраны (ко спасению) от утробы матери" (Гал. 1:15) или из тех, про кого говорил Иисус Христос: "они суть скопцы, иже из чрева материя родишася тако". Но другие-то люди не предыизбраны ко спасению! Им надо прилагать усилия ко спасению! Св. Симеон Новый Богослов хорошо понимал это, и указывал Путь спасения.

Преподобный Симеон объяснял это так: «Как некий братолюбивый нищий, попросивший милостыню у христолюбивого и милостивого человека и получивший от него несколько монет, бежит от него в радости к своим товарищам по бедности и извещает их об этом, говоря им в тайне: “Бегите с усердием и вы, чтобы получить”, и при этом показывает им пальцем и указывает им человека, давшего ему монету. А если они не верят ему, показывает им ее на ладони, чтобы они поверили и проявили бы усердие, и настигли бы быстро того милостивого человека. Так и я, смиренный, бедный и обнаженный от всякого добра… испытавший на деле человеколюбие и сострадание Божие и получивший благодать, недостойный всякой благодати, не выношу один скрывать ее в недрах души, но говорю всем вам, братьям и отцам моим, о дарах Божиих и делаю явным вам, насколько это в моих силах, каков есть тот талант, который был дан мне, и посредством моих слов обнажаю его, как на ладони. И говорю это не в закоулке и тайне, но кричу громким голосом: “Бегите, братья, бегите”. И не только кричу, но и указываю на подающего Владыку, выставляя вперед вместо пальца мое слово…

А что же Матронушка? "Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам"...

Можно ведь всю жизнь проходить к Матронушке и совсем ничего не знать о том Пути, на которой указывает св. Симеон Новый Богослов.

Матронушка, конечно, хороша как целительница. Каковой она была при жизни, таковой она осталась и после смерти. И к ней идут в первую очередь за исцелением телесных болезней, когда все другие средства не помогают. И иногда действительно совершаются чудеса. Но в этом-то и состоит главная опасность - воспринять совершившееся чудо исцеления как акт спасения. "Ура! Я исцелён, я спасён!" Значит, уже ничего не надо делать. А св. Симеон в это время кричит громким голосом: “Бегите, братья, бегите”! "Спасённый" же сидит на месте и благодарит Матронушку.

Tags: православие
Subscribe

  • Интересное из ЖЖурнала moptuk.

    Что такое семья. Это основной институт частной собственности в первую очередь. Семья появилась при распаде первобытно общинного строя. Появились…

  • ledashchev

    Занимательное из ЖЖурнала ledashchev Лошадь определила человеку продолжительность рабочего дня? Прочитал у Маркса, что…

  • СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ

    Оригинал взят у rusanalit в СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ Оригинал взят у verola в СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ Оригинал взят у notabler в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments