Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О влиянии телекоммуникационных сетей (2).

В заметке О влиянии телекоммуникационных сетей я написал, что "с появлением телевидения и интернета исчезла "улица". Никто не стал оспаривать этот тезис, поскольку он очевиден.

Теперь попробую развить этот тезис применительно к недавней истории России и нашей нынешней ситуации.

В дореволюционной царской России "улица", конечно, была.



Интересно, что "улица" по каким-то непонятным законам имеет тенденцию к структурированию, к выделению неформальных лидеров. Чем гуще и "плотнее" улица, тем скорее там появится нечто в роде итальянской мафии.

До 1917 года Нижний Новгород с его знаменитыми крупнейшими в России ярмарками был центром не только торговли, но и российского преступного мира. Гиляровский описывает целые кварталы публичных и игорных домов всех пошибов, рассказывает о бандитских вертепах, расцветавших во время ярмарок. "Там было около кого погреть руки разбойному люду. Кроме карманников вроде Пашки Рябчика, рязанского Щучки, Байстрюкова и Соньки Блювштейн, знаменитой Соньки Золотые Ручки, съезжались сюда шулера и воры не только из Москвы, Одессы, Варшавы, но даже Восток слал своих...". "Это волчье логово, всегда буйное, пьяное... Вся уголовщина, сбегавшаяся отовсюду на ярмарку, чувствовала себя здесь как дома".

О нравах Нижегородской ярмарки см. у rus_turk в Нравы Нижегородской ярмарки (1), Нравы Нижегородской ярмарки (2), Нравы Нижегородской ярмарки (3).


На Нижегородской ярмарке (The Illustrated London News, 3 янв. 1864 г.)

http://operaghost.ru/erik/nov13.JPG
Базарный день.

Дух "улицы" ещё очень хорошо чувствуется в произведении Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Где Великий Комбинатор Остап Бендер обучился искусству 400 способов сравнительно честного отъёма денег у граждан? Скорее всего, на ярмарках типа нижегородской. А были ещё "Одесса-мама" и "Ростов-папа"...

В общем, кучкование людей на улице приводит к появлению Великих Комбинаторов. При известных "форсмажорных" обстоятельствах они способны возглавить толпу. Так что это ещё и потенциальные революционеры. В принципе, многие большевики были "людьми из народа", прямо с "улицы". Например, Яков Свердлов, который порвал с семьёй и оказался на самом "дне", откуда его вытащил друг детства Лубоцкий и привлёк в свой социал-демократический кружок. Валерий Шамбаров пишет: "Яша Свердлов стал в кружке первым "пролетарием". И, конечно же, завоевал общую популярность. Кисейные барышни глаза на него таращили. Ведь это тоже было очень модно - горьковские босяки-челкаши, жутковатое и романтичное "дно". И вот он - живой выходец оттуда!" (Оккультные корни Октябрьской революции. - М., "Алгоритм". 2006, с. 25).

Ну а потом, пользуясь дарованной свободой "собраний и союзов" после объявления Манифеста 17 октября 1905 года, революционеры начали в октябре-ноябре создавать и свои "органы власти" - Советы. В Екатеринбурге Совет создавал Свердлов и стал его руководителем.

Очевидно, Советы создавались из местных уличных "междусобойчиков", которые уже имели место быть к тому времени.

А что было бы, если не было бы "улицы"? Наверно, ничего и не было бы: ни Великих Комбинаторов, ни Свердлова и компании, ни марксистских кружков, ни революции.

Допустим, что 100 лет назад имелось бы современное телевидение и интернет. Все сидели бы по домам и пялились в экраны телевизоров и мониторов. Кто бы стал слушать Свердлова и кто бы стал ходить на собрания социал-демократических кружков? Дома с телевизором и интернетом гораздо интереснее.

Так что исчезновение "улицы" имеет и положительные моменты. Как говорится, нет худа без добра. Ныне уже принципиально невозможны такие массовые движения как социализм в СССР и национал-социализм в Германии. На всякого рода уличные демонстрации ныне никого не вытащишь из дома; властям, чтобы собрать народ на митинг, приходится организовывать какие-нибудь "заманухи" типа уличных выступлений популярных артистов и т. п. То есть они сами организуют некое подобие нижегородского "балагана", чтобы туда люди приходили.

Итак, пора делать выводы. Современные телевидение и интернет, безусловно, имеют инфернальный аспект. Глубоко верующие люди (в отличие от меня) тонко чувствуют эту инфернальность и потому у них нет ни телевизоров, ни компьютеров.

Но тут есть одно большое "но". Как я уже говорил, нет худа без добра. В известном смысле, телевидение и интернет аккумулировали в себе всё то низменно-животное, что раньше люди искали и находили на "улице", в "балаганных" и карнавальных развлечениях.

a_eliseev в Зомбикинематограф пишет: "Характерно, что во время средневековых карнавалов происходило как бы некое высвобождение инфернального. А Генон даже считал, что люди как бы сбрасывали инфернальность вовне, освобождаясь от неё. И отмена карнавалов только наращивала инфернальность, что и выразилось в бунте против Традиции".

В этом смысле телевидение и интернет привнесли в современную жизнь нескончаемый карнавал. Ныне каждый день можно увидеть и услышать то, что раньше было возможно только по великим праздникам где-нибудь на ярмарках. Вся жизнь превратилась в одну сплошную нескончаемую "масленицу".

Это говорит о том, что никаких массовых политических или революционных движений впредь не будет. Им просто неоткуда набирать свою энергию. Вся энергия высвобождается в телевизор и интернет.

mosika_901_00001
Tags: социология
Subscribe

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments