Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Гыз-Биби – матриархальное наследие маргианской цивилизации в Туркмении.

Нохурские селения на западе Копетдага – это то особое место, где рождались легенды, не похожие на другие туркменские сказания. Особый горный мир Нохура, утопающий в великолепных садах, создавал уникальные истории.

Но всё же, есть одна нохурская легенда, которая тесно связана с другими легендами Туркменистана. Это сказание о прекрасных пери. И расщелина в скале, к которой не прекращается паломничество. Место паломничества называется Гыз-биби.

Девять прекрасных пери спустились с небес, чтобы научить людей любви, пониманию красоты, добросердечности. Явились они рядом с расщелиной в горе, которую местные жители считают воротами в рай. «Ворота в рай» обрамлены мрамором – природа являет здесь жилу красивого камня. Паломники приезжают к этому месту, чтобы сбылись их желания.

Что интересно, такое название святых мест встречается не только в Нохуре. Мазары, пещеры и прочие святые места с названием «Гыз-Биби» разбросаны по всему Туркменистану. Мы можем встретить такое место в Ахалском велаяте, мазар с аналогичным названием есть в Древнем Мерве.

mosika_901_00001

Имя «Гыз-Биби» двусоставное: «гыз» ‒ девушка и «биби» ‒ бабушка, т. е. Дева и Праматерь. Откуда же появилась богиня Гыз-Биби? Ещё до появления на территории Туркмении зороастризма во II тыс. до н. э. женское божество-мать, символ очага и плодородия почиталась в этих местах. Фигурки были сидящими, и некоторые из них датируются палеолитом. Фигурка символизировала одновременно и непорочную девушку, и мудрую женщину-мать.

В эпоху зороастризма появились подобные стоящие фигурки с большим головным убором на голове. Историки и искусствоведы сравнивают этот головной убор с тиарой, туркменским «бёриком». В великолепной античной Маргиане такие фигурки археологи находили сплошь и рядом. Таким образом, начиная с незапамятных времён, туркмены поклонялись Деве-Праматери – богине плодородия, красоты, домашнего очага. Не потому ли в крови у туркмен тяга к уюту, к рукоделию и трепетное отношение к женщине?

Источник.

world_jewellery в Гыз-Биби - туркменская дева-мать или где находятся ворота в рай дополняет:

В зороастризме эта богиня ассоциируется обычно с именем Анахиты (дословно «незапятнан­ная», «чистая»), являющейся земным воплощением Венеры. В коренных землях парфян она была известна и под другим име­нем — Нана. В родовом поместье парфянских царей — городе Нисе — существовал храм богини Наны. Документ II в. до н. э. из Нисы упоминает «Айазан (т.е. место поклонения) храма Нанай». Большую территорию в округе Нисы занимали виноградники, посвященные этому храму. Вино высшего качества поставлялось храмовыми крестьянами для возлияний и пиршеств в честь богини, ведь не зря Арсакиды говорили о Нане словами из Авесты, как о «благородной го­споже» — матери всякого знания — дочери великого и могучего Арамазды (Ахура Мазды — вер­ховного божества зороастрийской религии. — О.Г.)

Через века и тысячелетия про­несли туркмены образы древних богинь, которые воплотились в женских серебряных украше­ниях (асык, височные подвески — адамлык и чекелик и т. д.), дагданах, одежде, головных уборах, легендах и сказаниях.


От себя ещё добавлю пару строк. Википедия сообщает: "Алтын-Депе — городище бронзового века (2300—1900 годы до н. э.), обнаруженное на юго-западе Туркмении. В центре поселения находился храм-зиккурат шумерского вида с изображением головы быка. Артефакты (изделия из слоновой кости, печати, фаянсовые бусы) свидетельствуют о тесных связях поселенцев с носителями Хараппской цивилизации".

В слоях маргианской цивилизации, одним из центров которой был Алтын-Депе, практически отсутствуют типичные для индоиранцев захоронения либо изображения лошадей. В связи с этим вероятным представляется отнесение носителей цивилизации к доиндоевропейскому населению Средней Азии. Высказываются гипотезы о том, что носители цивилизации говорили на дравидском языке (Древние цивилизации Востока и степные племена в свете данных археологии). Индоиранский этнос занимал территорию к северу от оазисов маргианской цивилизации (см. андроновская культура).

Tags: матриархат
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment