Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Немного о хеттах.

world_jewellery в Ювелирные украшения хеттов, а также о хеттских горных богах и гномах и о турецких древностях вообще пишет о хеттах:

"Интересно, что народ (до сих пор неясно его происхождение), завоевавший местное "дохеттское" население и основавший Хеттское царство - не только возвёл в ранг государственных все местные культы, но добавлял в официальный список богов всех богов из завоеванных областей. Во время государственных праздников хеттские цари объезжали все храмы страны и клялись тысячью богов своего царства, как в первом записанном мирном договоре между хеттами и египтянами после битвы при Кадеше.

Особую роль сыграла мифология народа хатти (протохеттская), говорящего на языке, близком к современным кавказским. Их главными богами были бог солнца Эстан и богиня солнца Аринна. Среди множества богов особую роль играл бог грозы Тешуб (громовержец то есть), исчезающий и возвращающийся бог плодородия Телепинус. Cреди женских божеств в хеттском царстве особенно были распространены Хебат и месопотамская Иштар. У хеттских богов были явно конкурентные отношения между отцами и сыновьями, были и горные боги, а могучим противником богов был змей Иллуянка.

Можно сказать, что хеттские религиозные традиции в некотором роде сложились как интернациональные, а у них в свою очередь религиозные представления активно заимствовались другими народами. Кстати, хаттские обряды поклонения пчеле (которая активно участвует в поисках Телепигу) восходят к неолитической культуре Чатал-хююка, как и символы хеттского царя - леопард и лев".

Далее world_jewellery продолжает в Хеттские богини:

"В областях хурритского влияния, как, например, в Алеппо, выделялась богиня Хебат и её муж Тешуб. Другое важное божество - Шаушка, хурритское божество, отождествляемое с Иштар.  Остальные месопотамские боги - Энлиль, Нинлиль, Ану и Анту тоже попали к хеттам через хурритскую религию. В городе Аринне существовал культ солнечной богини Варусемы.


Фрагмент рельефа Царских врат в Хатуссе, фото отсюда

В городе Аринна существовал крупный религиозный центр преобладавшего там культа богини солнца Варусему, королевы страны хати.


Варусему или Варунсему - супруга бога грозы Тару, мать богинь Мецуллы и Хулла, мать бога грозы города Нерик, бабушка богини Цинтухи. Была богиней у хаттов, но после того, как их завоевали хетты - они приняли её и в свой пантеон. Богиня покровательствовала праздникам в честь царей. Многие исследователи считают её аналогом хурритской богини Хебат.



Рельеф из Музея анатолийских древностей в Анкаре (Турция) - богиня в высоком головном уборе с зеркалом и гранатом

Первоисточник хурритской Хебат - шумеро-аккадская богиня Кубаба, она же лидийская Кував, лувийская и фригийская Кибеба. Шумеры называли её Кут-Бау, она была владелицей таверны,  а затем дипломатически успешной царицей из III династии Киша. Власть над всем миром дал ей бог Мардук за лояльность. Впоследствии культ Кубабы был распространён в Месопотамии, например, она была богиней города Каркемиш. Вероятно, эта богиня повлияла на формирование культа богини-матери в Анатолии.

Несмотря на то, что известные святилища находились во многих городах хеттов, главные располагались в столице - Хатуссе. Храмы были домом божества, сотрудники храмов заботились о нём - кормили, одевали, чистили, подносили продукты питания, особенно божествами ценились жертвоприношения в виде животных, приносились и человеческие жертвы. В храмах регулярно проводились праздники. Одним из главных был purulliyas - земля, который проводился лично царём.


Известняк, Каргамиш, Газиантеп,  900-700 гг. до н.э. В центре - стела Аслантепа с изображением крылатого солнца и стоящего под ним на льве боге и сидящей напротив бога богини. Иероглифическая надпись гласит:  "Кархухас - бог-олень (stag) и Кубаба". Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре. Фото отсюда



Власть богов хеттов выше царской власти. Однако, хеттские цари часто изображаются как главные жрецы - священники, совершающие ритуалы. Здесь, например, изображён царь с быком на ладони, символом бога грозы



Барельеф изображает царя и царицу,  приносящих в жертву быка
Источник
Tags: архаический мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Записи за первую половину февраля.

    О воспитании детей в Африке. Негосударственные деньги Африки. О женском обрезании. Африканское традиционное воспитание детей. «Женитьба на…

  • Всё как у людей.

    Сегодня в городе наблюдал сцену из собачьей жизни. Стою на остановке, жду автобуса, смотрю - мимо дворняжка пробегает. А немного подальше, рядом с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments