Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Придуманные "боги" славянского язычества.

Л. Н. Виноградова пишет: "Движимые стремлением описать славянскую мифологию по аналогии с детально разработанной античной, авторы первых трудов по славянскому язычеству создали длинные списки так называемых "божеств", названия которых добывались порой весьма сомнительными способами (например, использовались неясные имена и названия, встречающиеся в поговорках, заговорах, формулах клятв и проклятий, песенных рефренах и т. п., а затем домысливался некий мифологический образ). Так возникли (и, к сожалению, до сих пор не сходят со страниц некоторых новейших мифологических словарей) многочисленные лели, леды, любмелы, дзевои, паляндры, зимцерлы и прочие искусственно созданные "персонажи", включённость которых в архаические верования славян не подтверждается ни надёжными письменными источниками, ни данными устной народной культуры" (Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. - М., 2000, с. 7).

И. И. Носович, белорусский Даль, писал, что не было такого божества как Купало, - это просто белорусское прозвание Иоанна Крестителя.

Дажьбог - просто славянское приветствие, принятое иностранными миссионерами за имя бога.

Некоторые принимают Коляду за древнеславянского бога, хотя это лишь заимствованное название праздника, произошедшее от римско-латинского calendae ("календы"). Календами назывались у римлян первые дни месяца (отсюда наше слово "календарь").

Услад возник из ошибочного прочтения русской летописи, где за Перуном следует примета его внешности: "ус злат".

По всей видимости, не было у славян и такого "бога", как Род. Документально Род известен только в России и только в одной категории источников - в поучениях отцов православной Церкви, направленных на искоренение суеверий, в том числе пережитков язычества. Почти всегда он упоминается вместе с рожаницами (Xl - XVl вв.). Ни в ранних сообщениях византийцев, ни в сообщениях русской летописи, ни вв сказках или песнях, ни в пословицах и поговорках этот персонаж не фигурирует.  Н. И. Зубов предположил, что слова род и рожаница обозначают не имена или названия каких-то особых персонажей, а являются нарицательными названиями: рожаница - "роженица, родившая", род - "тот, кто родился, (ново)рожденный".

Ксения Денисевич в статье "Кто и зачем придумывал древних славянских богов?" сообщает, что Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», появился из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания (исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя», например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV–XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.

В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Ярило — «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп». В реальности Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.

В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».



Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра.



Тема эта - очень глубокая и "тёмная"; тут необходимо долгое и кропотливое собирание материала, анализ, внесение дополнений и исправлений. Так что, по мере возможности, я буду расширять и исправлять эту статью, по мере накопления материалов.
Tags: язычество
Subscribe

  • Священник = пророк.

    Источник картинки. Как писал о. Александр Мень, «доисторические мистики» были предтечами носителей свободного религиозного…

  • ???

    Племена гуанчей на Канарских островах возглавлялись вождями (на Тенерифе — менсей). В древнегреческой мифологии сохранилось имя первого царя…

  • Американская трагедия.

    — Что нужно, чтобы стать хорошим математиком? — Должен быть внутренний голос. Я очень люблю вспоминать историю про мою бабушку. Она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments