Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Готы.

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы. Затем готы двинулись на юго-восток, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии (II век н. э.). Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура.

mosika_901_00001

В 370-х годах началось вторжение гуннов в Восточную Европу. Готы пытались оказать им сопротивление и строили оборонительные "змиевы валы".

Змиевы валы

Но готы не выстояли и отступили к Дунаю.

Гунны

При этом часть готов спряталась в "кармане" Крымского полуострова.

Готы

Готы, перешедшие через Дунай, раздолбали в пух и перья римские легионы и, в конце концов, разграбили Рим в 410 году. Сделав своё "тёмное" дело, они рассялись по всей Европе и пытались было создать свои вварварские королевства. Но ничего долговечного им создать не удалось, и они "канули в Лету".

Мы, однако, обратимся к крымским готам. В причерноморских степях, как в калейдоскопе, меняли друг друга орды степных кочевников: гуннов сменили булгары, а тех сменили авары. Потом пришли половцы, и обложили готов данью. О тяжести половецкого ига для крымских германцев говорит и «Слово о полку Игореве»: "Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю". Тем не менее до полного порабощения дело не дошло. Готы не только продолжали заниматься традиционными видами деятельности, но и торговали, нередко пересекая с ценным товаром половецкие степи. Так, в «Житии Антония Римлянина» мы встречаем известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187—188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, то есть между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времён называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. У крымских готов был надёжный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев.

В XIII—XIV вв. в истории готов большую роль играют генуэзцы, основавшие в 1266 г. колонию в Кафе и купившие у татар обширную прилегающую территорию. Начинается долгая борьба готов с генуэзцами, закочившаяся победой готов. Но это была их последняя победа. В 1475 г. Кафу взяли турки; осадили они и Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротам высотах лёгкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу — впервые в её истории. Тем не менее она держалась около трёх месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню — об этом говорят братские могилы казнённых мангупцев.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Основная масса готов-крестьян продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру, свой язык. Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья. В частности, в XIII—XIV генуэзцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро. По словам минорита Вильгельма де Рубрука, следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых тевтонский (teutonicum)».

В 1562 г. посол римского императора Фердинанда I Авгерий Гизлер фон Бусбек, будучи в Константинополе, разговаривал там с двумя крымскими готами и нашёл в их речи много немецких слов (Арсений, 1873. - С. 67). В это время готы в Крыму ещё сохраняли собственный язык и самосознание. Но в то же время происходил неуклонный процесс ассимиляции. Один из встреченных Бусбеком готов уже забыл родной язык, зато научился греческому. Таким образом, остатки готов эллинизировались, а потом отатарились (Куник А.А., 1874. - С. 142). Они перешли в мусульманскую веру, постепенно переняли язык крымских татар, живших на соседних землях. Путешественники, бывавшие в Крыму в XVII-XVIII вв. готов уже не встречали. Вероятно, они постепенно "смешались с греками, армянами и другими христианами или совершенно исчезли в массе татар" (Брун Ф.К., 1874. - С. 51).

Притеснение христиан со стороны турецких властей, бесправие, тяжёлые подати и налоги, упадок традиционной культуры (большинство христиан настолько усвоило татарский язык, что готскому митрополиту в середине XVIII в. приходилось проповедовать на нём, дабы быть понятым) привели к тому, что 16 июня 1778 г. уполномоченными от православного населения Крыма была отправлена просьба Екатерине II о принятии их под своё покровительство и дозволении переселиться на российские земли. 21 мая 1779 г. готский митрополит Игнатий лично из рук императрицы получил грамоту, где крымским христианам жаловались земли на берегу Азовского моря (Жалованная Грамота…, 1830. - С. 824-825). Они основали город Мариуполь и 24 деревни вокруг него.

Так замкнулся круг. Готская империя и готские королевства, ост-готы и вест-готы, и потом Мариуполь, и потом вообще ничего. Таков путь великих народов и наций. Народы - как пузыри на поверхности лужи во время дождя.
Tags: этнография
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Химба: "анархисты" пустыни Намиб.

    Л. М. Управителева в своей книге "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" (2002, с. 34) сообщает: "В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment