Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

Оригинал взят у sanvenus в СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

Институт государства у патриархальных народностей сложился в процессе завоеваний и порабощения соседей. Агрессия кочевых племён патриархального уклада была направлена в основном против осёдлых народов, стоящих на гораздо более высокой ступени культурного развития [1]. У многих из них сохранились явные признаки материнского права.

Примером формирования государства служит вторжение кочевников-ахеян на Пелопоннесс и Крит, являющийся средоточием минойской цивилизации. Ахеяне завладели не только территорией крито-минойского общества, но приспособили его под себя, став осёдлым народом, ассимилировав крито-минойскую культуру. Однако сохранившиеся у критян матриархальные особенности погибли навсегда. Последующее вторжение дорийцев с севера изгнало большую часть ахеян и окончательно уничтожило крито-микенскую культуру. От роскошных дворцов критян остались руины.


Основная теория об образовании института государства - теория насилия, открытая австрийским социологом Л.Гумпловичем, полностью подтверждается историческими примерами. Суть её состоит в том, что государство и право возникли как последствия внешнего насилия в результате столкновения двух первичных социальных групп. Племя побеждённых становится рабами, а племя победителей - господствующим классом. Для управления рабами возникает необходимость сменить кочевой образ жизни на осёдлый. В результате воинственные кочевники приобщаются к земледелию, культуре побеждённого народа, используя достижения его цивилизации, используя уже готовые государственные структуры побеждённого народа для его же угнетения. Если же у побеждённых отсутствует государство, победители создают аппарат насилия и подавления для контроля над покорённым народом. Рабство не может возникнуть внутри одного племени, так как его члены принадлежат к одной социальной группе, а потому оно возможно только в результате покорения одним народом другого. Право создаётся победителями для поддержания неравенства с целью разобщения покорённого народа, вызвав в его среде процесс ускоренного социального расслоения. Примеры - покорение Цезарем Галлии, а Вильгельмом Завоевателем - Англии. В процессе социальной эволюции племенное сознание трансформируется в сословное. Многочисленные примеры такого ускоренного общественного расслоения покорённых народов с помощью "кнута и пряника" преподнесли римляне. Карл Каутский считал, что основным фактором возникновения государства и права являются захватнические войны. Победившее племя присваивает себе землю побеждённого, подчиняет его себе и заставляет работать, а также выплачивать дань. В эпоху активного распространения патриархата (3-е тысячелетие до н.э.) побеждёнными становились осёдлые земледельцы, а в качестве победителей выступали кочевники-скотоводы, племена которых развились в матриархальную эпоху из банд объединившихся мужчин-изгоев. Этот факт и объясняет быстрое вытеснение матриархата на территории Европы и Ближнего Востока. Осёдлые народы, стоящие на более высоком уровне культуры, были в разной степени причастны матриархату, тогда как дикие кочевники - завоеватели были патриархалами. Их победа однозначно способствовала образованию патриархально-монархических государств.

Так, возникновение государства у объединённых племён древних евреев, кочевников-скотоводов, связано с завоеванием Ханаана, богатой и культурной страны, состоявшей из нескольких городов, населённых народностями частью семитского происхождения (финикийцы, моавитяне, амореи), частью индоевропейцами (хетты, хурриты). На средиземноморском побережье очень рано возникали города, которые становились важными торговыми центрами. Жители Ханаана первыми научились добывать из моллюсков пурпур для окраски одежды. Окраска была очень прочной и пурпурная ткань, произведённая в этих местах, пользовалась большим спросом. Ханаан является родиной алфавита, легшего в основу греческой и латинской письменности. Финикийцы, основатели множества колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфагена, были выходцами из земли Ханаана. Иерихон, древнейший город земли (его история началась примерно за 8 тыс. лет до н.э.), стал первой жертвой явившихся из-за Иордана кочевников. К моменту вторжения в Ханаан еврейских племён в 13 в. до н.э., Иерихон был крупным торговым центром Ближнего Востока, с развитой культурой, хорошо укреплённым. Первым делом евреи под предводительством своего вождя Иисуса Навина нападают на Иерихон. Им удалось частично разрушить мощные стены города и начать штурм, и одновременно с нескольких сторон ворваться в город и овладеть им. После этого Иисус Навин приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Далее, вступив в "землю обетованную", он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они пред лицом смертельной опасности, отложили привычные распри между собой и заключили коалицию.

Коалиция царей Ханаана потерпела поражение. Иисус Навин захватил города Гай, Макед, Ливну и Лахис, а население их истребил полностью, как и в Иерихоне. На помощь царю Лахиса пришёл царь Гадерский, но был также разбит, а его народ истреблён. Та же судьба постигла всех жителей Егиона и Хеврона. Чем же вызвана была столь неслыханная жестокость завоевателей? Тому были две причины: во-первых, целью войны было не порабощение побеждённых, а полное их уничтожение, продиктованное жреческой доктриной "земли обетованной", согласно которой эта земля должна быть заселена исключительно евреями, исповедующими жёсткий и непримиримый мототеизм культа Яхве; убийство всех, кто не чтит бога "Авраама, Исаака и Иакова" не только не осуждалось, но прямо предписывалось, поощрялось, вменялось в праведность и объявлялось "угодным в очах божиих"; во-вторых, жрецы Яхве, племенного бога Израиля, опасались, что религиозные верования, исповедуемые населением Ханаана, составят сильную конкуренцию культу Яхве, и даже могут его вытеснить. Но кроме религиозной нетерпимости, свойственной древнеиудейской религии с её идеей богоизбранничества, был ещё один немаловажный мотив злодеяний рассвирепевших завоевателей. Это наличие верховного женского божества в пантеоне богов Ханаана. Культ верховного бога Эла, поддерживаемый египетским влиянием, постепенно отошёл на второй план, а верховная власть в ханаанском пантеоне принадлежала Богине-Матери Астарте (Ашере, Иштар, Ашторет), которая считалась Богиней Неба, а не Земли, как, например, греческая Гея, что является ярким символом идеи женского доминирования, поскольку в эпоху патриархата все божества Неба непременно мужского пола (3евс, Юпитер, Мардук, Тор). И Богиня-Мать в качестве Богини Неба - явный признак матриархальной религии. Что же касается мужских божеств, то они имели связь, наоборот, не с небом, а с землёй и подземным миром, и находились по отношению к Астарте явно в подчинённом положении. В этом было, несомненно. влияние хеттов, частично населявших Ханаан, в религии которых преобладал культ Великой Матери Богов, олицетворявшей Вселенскую Утробу. И это была ещё одна причина для закоренелых монотеистов-патриархалов кочевого иудейского племени, жестоко расправиться с носителями матриархальных религиозных представлений... Насилие рождает государство. Первым царём Израиля, избранный жрецом Самуилом по требованию народа, стал Саул. С ним связывают основание Израильского царства со столицей в Гиве, и создание регулярной армии. В 1010 году до н.э. его преемник Давид перенёс столицу в Иерусалим. Процесс формирования теократического еврейского государства на этом был завершён. С возникновением государства деспотическая сущность патриархата как власти насилия нисколько не изменилась. Только грубого праистоического Отца, альфача-дефлоратора эпохи похищений, беспощадно уничтожавшего своих соперников, сменил такой же насильник, только в золотой короне, со скипетром, окруженный преданными головорезами и льстивыми жрецами, "освящавшими" его кровавый произвол. Но жесткий теократический монотеизм культа Яхве, несмотря на все усилия жрецов и угрозы пророков, так и не смог до конца прижиться даже в израильском народе. Приобщившись к культуре хананеян, евреи также приобщились к культам Астарты, Дагона, Ваала и других богов. Уже Соломон, сын и преемник Давида, окружил себя восточной роскошью и проводил до некоторой степени политику веротерпимости. В его царствование в Иерусалиме процветали различные религиозные культы, принесённые в столицу многочисленными жёнами царя-дипломата и философа. С возникновением государства у древних евреев возникло, естественно, и рабство, в которое были обращены покорённые народы. Огромные затраты на строительство храма и дворца, начатые Соломоном, истощили царскую казну. Из-за нехватки средств, строительную повинность отбывали не только рабы и пленники, но и свободное население. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомеян, арамеян). Сразу же после смерти царя, вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства: израильское и иудейское.

---------------------------------------------------------------------------------------
Как пишет stariy_dvornik, "земледелие - это ж более высокая ступень эволюции, тут творчество, знание, умение, эксперимент и прочая сноровка, а баранов пасти - чего проще, - сожрали, вытоптали-насрали, пошли куда глаза глядят..."

Tags: архаический мир, государство
Subscribe

  • Про африканских шаманов-целителей.

    Из книги Сьюзен Кемпбелл " Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители": " Целители считают, что время имеет отношение только к…

  • Сознание определяет бытие.

    Теоретическая работа — в этом я убеждаюсь ежедневно — даёт больше, чем практическая; стоит только революционизировать царство…

  • "Если не умалитесь как дети..."

    Такой вот парадокс я заметил. С одной стороны, многие путешественники и этнографы отмечали мягкость характера, честность, гостеприимство саамов или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments