Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Нет церкви без святых.

Георгий Федотов связывал оскудение святости в русской православной Церкви с победой "осифлян" над "нестяжателями".

"И вот, следя за списками канонизованных святых XVI и XVII веков, мы во-очию наблюдаем "утечку" святости. Возьмём хотя бы списки Голубинского: они далеки от полноты, но по ним можно судить об относительном значении цифр. Берём в этих списках только имена преподобных (монахов), и в соответствующие периоды времени помещаем годы кончины. Тогда на первую половину XVI века падает 22 святых, на вторую - 8; на 1-ую половину ХVll-го - 11; на 2-ую - 2. В XVII веке убыль идёт резко и равномерно. По четвертям XVII века соответствующие цифры дают: 7, 4, 2, 0".

Роковой гранью является средина XVI века. Ещё вторая четверть столетия обнаруживает большие духовные силы - (1-ая - 9, 2-ая - 13). Но к середине века уходит из жизни поколение учеников преп. Нила и Иосифа. К 50-м годам относится разгром заволжских скитов. Вместе с ними угасает мистическое направление в русском иночестве. Осифлянство торжествует полную победу в русской церкви. Но оно явно оказывается неблагоприятным для развития духовной жизни. Среди учеников преп. Иосифа мы видим много иерархов, но ни одного святого. 1547 год - год венчания на царство Грозного - в духовной жизни России разделяет две эпохи: святую Русь от православного царства. Осифлянство оказало большие национальные услуги русской государственности. Деятельность митр. Макария об этом свидетельствует. Но уже Стоглавый собор Макария вскрывает теневые стороны победившего направления.

В религиозной жизни Руси устанавливается надолго тот тип уставного благочестия, "обрядового исповедничества", который поражал всех иностранцев и казался тяжким даже православным грекам, при всём их восхищении. На ряду с этим жизнь, как семейная, так и общественная всё более тяжелеет. Если для Грозного самое ревностное обрядовое благочестие совместимо с утончённой жестокостью (опричнина задумана, как монашеский орден), то и вообще на Руси жестокость, разврат и чувственность легко уживаются с обрядовой строгостью. Те отрицательные стороны быта, в которых видели влияние татарщины, развиваются особенно с XVI века. ХУ-ый рядом с ним - век свободы, духовной лёгкости, окрылённости, которые так красноречиво говорят в новгородской и ранней московской иконе по сравнении с позднейшей.

Ныне уже ясно, что основной путь московского благочестия прямо вёл к старообрядчеству. Стоглав не даром был дорог расколу, и Иосиф Волоцкий стал его главным святым. Вместе с расколом большая, хотя и узкая, религиозная сила ушла из русской церкви, вторично обескровливая её. Но не нужно забывать, что первое великое духовное кровопускание совершилось на 150 лет раньше. Тогда была порвана великая нить, ведущая от преп. Сергия; с Аввакумом покинула русскую церковь школа св. Иосифа. О (нуль) святости в последнюю четверть XVII века - юность Петра - говорит об омертвении русской жизни, душа которой отлетела. На заре своего бытия древняя Русь предпочла путь святости пути культуры. В последний свой век она горделиво утверждала себя, как святую, как единственную христианскую землю. Но живая святость её покинула. Пётр разрушил лишь обветшалую оболочку святой Руси. Оттого его надругательство над этой старой Русью встретило ничтожное духовное сопротивление".

У mixmaxov в Православный значит святой можно увидеть продолжение той же темы, уже применительно к нашему времени:

"Проблемма русской православной церкви в том, что она где-то утеряла свою святость. Вся христианская церковь идёт от Господа нашего Исуса Христа, святых апостолов, и всех святых. А в церкви их нет. Спроси любого клирика, спроси прихожанина, свят ли он,  и получишь в ответ "скромное" - "Ну чтооооо выыыы, я грешнее всех!" "А что ты тогда делаешь в святой церкви, если ты грешник ?" - стоило бы спросить каждого так отвечающего, но спросить нельзя. Он и не приучен быть святым, так как святость где-то потерялась. И "когда потерялась?" - тоже вопрос. Когда это понимание святости членов православной церкви ушло?

Никуда оно не ушло!"  -  скажут мне. И справильно скажут, так как любая Литургия заканчивается причастием Тела и Крови Господа Исуса Христа, которые преподаются только святым. "Святааааяяя - святым!" слышим мы призывный возглас, и, исповедавшись в грехах до святости, встаём в очередь святых, чтобы получить "Святая". И где она, эта "Святая", если любой выходящий из храма причастник на прежний вопрос о его святости ответит тем же "скромным" - "я грешнее грешного!" Да и "батюшка" ему подпоёт, аргументируя, что причастник только что потерял святость, потому что не так принял запивку, не пропустил в очереди "ближнего", услышал в храме сплетню и т.д и т.п., - сколько хочешь аргументов, чтобы доказать, что нет в православной церкви святых, и всё тут. А жить-то как? Что раздавать-то людям, если у тебя нет благодати (а если есть, то ты святой)? Конечно, жить проще. Если ты не святой, то можно нахамить "ближнему", упрекая его в том, что он пришёл в храм неправильно одетый, можно повоевать с "врагами церкви", если они сектанты или, не дай Бог, атеисты, можно ... да всё можно, если ты не святой и безблагодатный, да ещё и православный. Оскорбляться можно - вооо! Ну что с тебя, грешного, взять? Может поэтому мы и "потеряли" где-то святость, что за этим стоит безответственность?

А зачем тогда идём к причастию снова и снова.? Зачем так часто? Были времена, когда причащались только два раза в жизни - после крещения и перед смертью - остальное время считали себя святыми. Были времена, когда причащались раз в год, и ещё меньше -  и считали себя святыми. Были советские времена, когда считалось, что 4 раза в год причаститься достаточно, чтобы быть верным Церкви. Сейчас нам утверждают, что надо причащаться каждые три недели, и при этом нет святых. Ну нет и всё тут!

На нет и суда, конечно нет, но тогда нет и Церкви. Не может быть Церковь святая, если в ней нет святых, или когда святых "один на миллион", и то после смерти. Только святость, только благодать объединяет крещёных в церковь, и все либо святые - тогда православные, либо не святые, а тогда и "отступники", тогда никакой "правильной славы" в нас нет.

 Я не знаю, кто и когда должен "официально" вернуть в православие святость православных. Но кто-то должен. Кто-то обязан объяснить, что никакого смысла ходить в храм и причащатья нет, если вы при этом не становитесь святым. Люди, называющие себя православными, должны помнить, что они православные, только пока святые и никак иначе, и естественно соответствено святости себя вести. И ещё запомните - любой может любого считать святым и почитать его святым и доказывать это другим. То, что православный не записан как общецерковный святой в календаре, не отнимает у него права считаться святым, достойным рая. Мы сейчас всех умерших просим в него вселить, и верим, что многие действительно там. Так они там не по тому, что их в календарь вписали, а по тому, что жили праведно. Так что можете, любуясь на портреты ушедших ближних, на их дела, при жизни радоваться и гордиться, что рядом с вами святые ( лично я знаю много святых и живых и ушедших, которых никто никогда не канонизирует, так как они "просто" святые) и сами входить в это состояние. И главное, чтобы вы сами перестали стесняться быть святым. Нужно стеснятьс быть грешным, нужно спасаться от этого состояния, а святым нам быть велел Христос. Вот тогда у нас и будет Святая Церковь Русская и Православная."
Tags: Церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Записи за первую половину февраля.

    О воспитании детей в Африке. Негосударственные деньги Африки. О женском обрезании. Африканское традиционное воспитание детей. «Женитьба на…

  • Всё как у людей.

    Сегодня в городе наблюдал сцену из собачьей жизни. Стою на остановке, жду автобуса, смотрю - мимо дворняжка пробегает. А немного подальше, рядом с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments