Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Истоки гениальности.

В продолжение моих постов Музы, "Поэт в России - больше чем поэт", Сократ и его демон, Сократ и Жанна д'Арк: что между ними общего?.

Оригинал взят у palaman в Власть и гениальность (тема).

Главная ошибка современной психологии состоит в том, что Бессознательно считается частью человеческой психики, глубинной её составляющей. Самые умные и глубокие наблюдатели вроде Юнга доходят до идеи "коллективного бессознательного", вплотную приближаясь к истине. Но до меня, кажется, никому не приходило в голову, что в нашем Бесознательном есть чрезвычайно важная составляющая, которая вообще не имеет отношения к миру людей, нечеловеческая составляющая. И именно она играет важнейшую, определяющую роль в человеческом творчестве.

Наше творчество тем для нас и интересно, что через него мы входим в соприкосносвение с тем, что больше нас: умнее и глубже, древнее и основательнее. Оно приходит к нам в виде помыслов, о чем я подробно писал в самой лучшей из моих заметок (Фрейд и Православие). Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме. Наблюдая за эти феноменом, Фрейд создал свой психоанализ, писатели пишут свои книги, художники рисуют свои картины, ученые делают свои открытия. Роль спонтанных помыслов в нашей жизни просто невозможно переоценить. И потому я чуть-чуть повторюсь, не беда.

Всё самое интересное, что сделали люди в истории человечества, первоначально было лишь помыслами, пришедшими кому-то в голову. Таким образом мы получили всё, что мы имеем: культуру, науку, искусства, технику, цивилизацию. Каждая из удивительных вещей, созданных людьми, первоначально была всего лишь мыслью, посетившей какого-то человека. Таких людей мы называем гениями, и это ошибка.

Древние греки называли гением не человека, создающего креатив, но духа или бога, посещающего человека и влагающего ему в сердце помысел, следуя которому человек и создавал нечто гениальное. Гений - это не человек, а некто, приходящий к человеку, посещающий его. Неправильно говорить "он гений", правильно - "у него гений". Современная психология объясняет этот феномен действием бессознательного, якобы живущего внутри нас, принадлежащего нам. На таком представлении строит вся светская культура. И я не собираюсь бороться с этим представлением. Кто хочет считать гения обитающим в глубинах индивидуальной психики, пусть считает. Это не беда, потому что опыт показывает, что рано или поздно такие люди доходят до идеи "коллективного бессознательного", а отсюда уже рукой подать до правильного понимания вещей. Ведь если мы уже признали, что гений обитает не в глубинах индивидуальной психики, а в некоем коллективном бессознательном - то вернуться к правильному пониманию уже совсем нетрудно, это вопрос времени. И состоит оно в том, что гений - это не человек, это иное существо, посещающее человека.

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
(1924)


Так понимала, так чувствовала Ахматова. А у неё был гений, она знала, о чем говорит. (Естественно, "муза" и "гений" - это два разных названия одного и того же существа.)
Tags: антропология
Subscribe

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • Мечты и реальность.

    С утра услышал по радио слова из песни: "Зачеркнуть бы всю жизнь, Да с начала начать..." И подумалось мне, а как это было бы на самом…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments