Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Виноват ли Пол Пот в геноциде?


Пол Пот в народной памяти Камбоджи (статья Истраэля Шамира с его русского сайта).

Сейчас в Камбодже пора муссонов – время зелени, прохлады и отдыха.  Затоплены рисовые поля на холмистых склонах, едва проходимы леса, где прячутся старые храмы, неспокойное море отпугивает любителей искупаться.  Самое время вновь побывать в этой скромной стране, отдыхающей от туристических толп, деловой лихорадки, покойной и тихой.  Камбоджийцы заняты добычей креветок, кальмаров и морского окуня.  Они вручную выращивают рис, неотравленный гербицидами.  Продуктами себя обеспечивают, хватает и на экспорт.  Не рай, конечно, но страна живет.

От социализма здесь осталось немного. На принадлежащих китайскому капиталу фабриках десятки тысяч камбоджийских девчонок за 80 долларов в месяц день и ночь штампуют футболки для рынков Америки и Европы.  При первых попытках организовать профсоюз их выбрасывают на улицу.  Нувориши живут во дворцах.  Повсюду можно увидеть лексусы.  Попадаются и роллс-ройсы.  В гавань на экспорт тянется бесконечная вереница лесовозов с драгоценным грузом черного и красного дерева.  Уничтожаются леса, зато обогащаются трейдеры.  В столице множество французских ресторанов.  Представители заграничных НПО получают в минуту месячную зарплату местных рабочих.

Немногое напоминает о том штурмовом времени, когда камбоджийцы пытались радикально изменить ход вещей с помощью своей уникально традиционалистской, консервативной  крестьянской революции под коммунистическим знаменем. То было славное время  Жана Люка Годара и его «Китаянки», когда китайская Культурная революция перевоспитывала партийных бонз в далеких деревнях, и красные кхмеры шли на порочную столицу.  Для социалистического движения это был момент бифуркации:  либо вперед к социализму в духе Мао, либо идти от социализма назад по стопам Москвы.  Красным кхмерам было отмеряно только три года, с 1975 по 1978.

Удивительно, но камбоджийцы не поминают лихом то время.  Для нечастого гостя из-за рубежа это поразительное открытие.  Я приехал не для того, чтобы откопать «правду», какой бы она ни была.  Меня интересовала коллективная память этого народа; как  воспринимают камбоджийцы события 70х годов прошлого века; что отложилось в их историческом сознании?  Всемогущая фабрика внушения, созданная Западом, выжгла в нашем воображении образ кровавых коммуняк Кхмер Ружа, пожирающих свой народ на Полях Смерти под руководством кошмарного Пол Пота – этого олицетворения безжалостного деспота.

Если верить часто цитируемому американскому профессору Рудольфу  Руммелю, «из приблизительно 7 миллионов ста тысяч населения Камбоджи в 1970... было убито почти три миллиона триста тысяч мужчин, женщин и детей... большинство из которых убили коммунисты Кхмер Ружа».  Если это так, то простой подсчет показывает, что каждые полминуты в Камбодже убивали по одному человеку.

Но вот что странно.  Несмотря на обвинения во множестве геноцидов, по сравнению с 1970 население Камбоджи увеличилось вдвое. [1] Это можно объяснить либо тем, что обвиняемые в геноциде красные кхмеры отнеслись к нему спустя рукава, либо тем, что масштаб убийств был чудовищно преувеличены.

Пол Пот, каким его помнят камбоджийцы, был не тираном, а великим патриотом и националистом, любившим культуру и образ жизни своего народа. Сам он вырос в дворцовом окружении; его тетя была фавориткой предыдущего короля.  Он учился в Париже, но, вместо того, чтобы делать деньги и карьеру, вернулся на родину и несколько лет жил с лесными племенами, учась у крестьян.  В нем жило чувство сострадания к простым деревенским жителям, которых грабили городские паразиты-компрадоры.  И он создал армию для защиты крестьян Камбоджи от  власть имущих грабителей.  Пол Пот, человек по-монашески простых нужд, не искал для себя богатства, славы и власти.  Его единственной великой целью было избавить Камбоджу от колониального капитализма, вернуться к традициям деревенской общины и, опираясь на них, построить новую страну.

Его видение отличалось от советского.  Большевики индустриализировали страну, обескровливая крестьянство. Пол Пот хотел сначала восстановить деревню и только после этого развивать промышленность для удовлетворения ее потребностей. Он презирал горожан.  С его точки зрения, от них не было никакой пользы.   Многие из них обслуживали ростовщиков-грабителей – эту отличительную черту пост-колониальной Камбоджи.   Другие помогали иностранцам грабить свой народ.  Как националист Пол Пот не доверял вьетнамскому и китайскому меньшинству Камбоджи.  Но сильнее всего он ненавидел стяжательство, жадность, страсть к обладанию вещами.   Святой Франциск и Лев Толстой поняли бы его.

Камбоджийцы, с которыми я говорил, высмеивали страшилки о коммунистическом Холокосте как западную выдумку.  Они напомнили мне, как это было на самом деле.  Короткая история смутных лет началась в 1970, когда американцы прогнали их законного правителя – короля Сианука и заменили его своей марионеткой – военным диктатором Лон Нолом.   Его подлинным именем была Коррупция.  Приближенные диктатора грабили все, что могли, укрывали награбленное заграницей и перебирались в США.  Ко всему этому добавились американские  бомбардировки.  Крестьяне бежали в леса к партизанам Кхмер Ружа.  Под руководством нескольких выпускников Сорбонны они, в конце концов, вышвырнули из страны Лон Нола и его американских советников.

В 1975 Пол Пот овладел страной, опустошенной американскими бомбардировками, по свирепости не уступавшим дрезденским, и спас ее, по словам моих собеседников.  Авиация США (вспомните Полет валькирий из Апокалипсис сегодня) обрушили на эту бедную страну больше бомб, чем на нацистскую Германию, и покрыла минами все, что осталось.  Когда камбоджийцев принуждают назвать самого большого разрушителя их страны (а они не любители копаться в прошлом), звучит имя профессора Генри Киссинджера, а не товарища Пол Пота. 

Пол Пот и его товарищи получили в наследство опустошенную страну.  Обезлюдели деревни; миллионы беженцев наводнили столицу, спасаясь от американских бомб и мин.  Нищих и голодных, их надо было как-то кормить.  Но из-за бомбардировок, в 1974 рис не сажал никто.  Тогда Пол Пот отдал приказ всем оставить города, чтобы возделывать рисовые поля.  Это было суровое, но необходимое решение.  Через год у камбоджийцев было достаточно риса, чтобы накормить себя и продать за рубеж для импорта необходимых товаров.

Новая Камбоджа (или Кампучия как ее теперь называли)  Пол Пота и его соратников стала кошмаром для элиты, богачей, а также их приспешников.  Но у бедных людей теперь было достаточно еды, и они учились читать и писать.  Что касается массовых убийств, это просто страшилки, утверждали мои собеседники.  Да, победившие крестьяне расстреливали мародеров и шпионов, но по их словам, куда больше людей погибло от американских мин и последовавшей оккупации страны вьетнамцами.

Чтобы выслушать другую сторону, я поехал на Поля Смерти Чоунг Эка, где находится мемориальный комплекс, где, как утверждается, были убиты и похоронены жертвы красных кхмеров.  Этот хорошо ухоженный зеленый парк километрах в 30 от Пномпеня, с небольшим, но часто посещаемым музеем, представляет собой  камбоджийский Яд Вашем. Мемориальная доска говорит, что два-три раза в месяц красные кхмеры свозили сюда 20-30 задержанных  и многих из них убили.  За три года это составило бы менее двух тысяч убитых.  Но на другой доске написано, что их было более миллиона. Ноам Чомский подсчитал, что число убитых в Камбодже было преувеличено «в тысячу раз».

Нет фотографий убитых.  Вместо этого в скромном музее выставлено несколько простеньких картин, изображающих большого сильного мужчину, убивающего маленького и слабого.  Еще одна доска гласит: «Здесь хранились орудия убийств, но сейчас ничего не осталось» и тому подобные надписи.  Мне это напомнило спонсированные ЦРУ истории о зверствах красных, будь то сталинский террор или украинский голодомор.   Люди, находящиеся сегодня у власти в США, Европе и России, хотят представить любую альтернативу своей власти как кровавую, неспособную или тем и другим вместе.  Их особую ненависть вызывают неподкупные революционеры, будь то Робеспьер или Ленин, Сталин или Мао – или Пол Пот.  Им больше по душе деятели, которых влечет нажива, и они сажают таких на власть.  У американцев есть и особые причины:  убийства, совершенные по приказам Пол Пота помогают им скрыть  их собственные зверства – миллионы жителей Индокитая, которых они уничтожили напалмом, бомбами и пулями.

Камбоджийцы говорят, что очень много людей было убито вьетнамцами, напавшими на их страну в 1979, в то время как сами вьетнамцы предпочитают все сваливать на Кхмер Руж.  Но сегодняшнее правительство не одобряет копания в недавней истории страны.  И по серьезной причине.  Практически все важные чиновники старше определенного возраста были членами Кхмер Ружа, нередко высокопоставленными.  Кроме того, почти все из них сотрудничали с вьетнамцами.   Премьер-министр Хан Сен был командиром в Кхмер Руже, а позднее поддерживал вьетнамскую оккупацию.  Когда вьетнамцы ушли из страны, он остался у власти.

Принц Сианук, отправленный американцами в изгнание, тоже поддерживал Кхмер Руж.  После ухода вьетнамцев он вернулся в свой дворец с его серебряным храмом Изумрудного Будды.  Трудно поверить, но он еще жив, правда, передал корону сыну – монаху, которому пришлось покинуть монастырь, чтобы занять трон.  Так что и королевская семья предпочитает не ворошить прошлое.  Никто не хочет открыто обсуждать его.  Официальная версия  приписываемых Кхмер Ружу преступлений заняла прочное место в сознании Запада, хотя попытки судить их виновников принесли весьма бедные результаты. 

Оглядываясь назад, думается, что Кхмер Руж Пол Пота потерпел поражение во внешней, а не внутренней политике.  Ничего страшного в том, что они отменили деньги, взорвали банки и послали банкиров возделывать рисовые поля.  Хвала им, что избавили свой народ от кровососов – компрадоров и ростовщиков больших городов.  Но руководство Кхмер Ружа ошиблось в оценке соотношения своих сил с Вьетнамом и пошло на обострение, которое Камбодже было не по плечу.  Нанеся поражение США, Вьетнам был в апогее своей силы и не желал терпеть непокорства со стороны младших братьев в Пномпене.  Вьетнамцы планировали создать Индокитайскую Федерацию с Лаосом и Камбоджей под руководством Вьетнама.  Но красные кхмеры упрямо цеплялись за независимость своей страны, и тогда вьетнамцы вторглись в нее и выгнали их.  Для оправдания своей кровавой интервенции Вьетнаму было выгодно раздувать клевету о геноциде.  

Слишком много говорится о зле, совершенном режимами, устремленными в будущее, слишком мало о преступлениях сильных мира сего.  Часто ли мы вспоминаем голод в Бенгале, холокост в Хиросиме, трагедию Вьетнама или даже Сабру и Шатилу?  Реставрация капитализма в России убила больше людей, чем строительство социализма, но кто знает об этом?

Сегодня мы можем приступить к осторожному пересмотру смелых попыток построить социалистическое общество в разных странах.  Они предпринимались в тяжелейших условиях, под угрозой интервенции, невзирая на потоки враждебной пропаганды.  И не будем забывать, что если социализм потерпел поражение, то его потерпел и капитализм.  Разница в том, что при капитализме у нас нет будущего,  достойного человека, в то время как социализм продолжает давать надежду на такое будущее для нас и наших детей.



[1]    На июль 2012 года население Камбоджи составляло 14 миллионов 952 тысячи  665 человек. Данные ЦРУ.  Прим. ред.

======================================================================================================

В своей книге "Сорвать заговор сионских мудрецов" Исраэль Шамир пишет: "В своих статьях я называю новую общественную и духовную силу [современного западного мира] "мамонцами", почитателями Мамоны, или неоиудеями, поскольку эта многонациональная группа имитирует некоторые еврейские тенденции... Мамонцам удалось создать уникальную всемирную машину дезинформации, захватив СМИ и заняв контрольные посты в университетах. Их пресса прославляет тех, кого они хотят прославить, и стирает память о тех, кто им не нужен. Эта машина даёт сбои, но она всё же способна генерировать нарратив для миллионов.

Чтобы уяснить этот концепт, вспомним старый фильм What's Up, Tiger Lily? Американский режиссёр взял японский фильм второго сорта, слегка перемонтировал и записал новую звуковую дорожку. В результате получился новый фильм с новым объяснением событий, новый нарратив... В режиссированном дискурсе Хозяева СМИ исключают неприятные для них опции, и "зрителя" ведут к позиции, "усреднённой в рамках предложенного дискурса", что и требовалось.

1970cambodiaНапример, Генри Киссинджер, руководя американской внешней политикой, разорил Камбоджу. На эту маленькую страну в Юго-Восточной Азии обрушилось больше бомб и мин, чем на Германию во Вторую мировую войну. Уцелевшие беженцы бросились в оккупированную американцами столицу - единственное место, которое они не бомбили. Население столицы выросло до невозможных размеров. В это время партизаны под водительством Пол Пота разбили американцев и взяли власть над руинами Камбоджи. В безвыходной ситуации они пошли единственно возможным путём и послали беженцев обратно в свои сёла, превращённые американцами в минные поля. Хозяева Дискурса пересказали эту грустную историю, опуская ковёрные бомбёжки Киссинджера и подчёркивая жертвы вынужденного возврата к нормальному положению вещей. Теперь все знают о массовых убийствах в Камбодже, но никто не помнит американские бомбёжки. Мы "знаем" о "преступлениях коммунистов" и забываем о преступлениях мамонцев..."



Всего при бомбардировках Камбоджи было использовано 2 756 941 тонн бомб. Больше, чем суммарный объём бомб, сброшенных союзниками на Германию (её площадь в 2 раза больше Камбоджи) в период Второй мировой войны. Данные, озвученные в 2000 г. Клинтоном, указывают на то, что Камбоджа является страной наиболее пострадавшей от бомбардировок за ВСЮ мировую историю. Потери населения никто не считал точно и хитро списали их на Гражданскую войну.

sites-bombedКрасным на карте помечены места бомбардировок

http://metropotam.ro/mediaserver/j/d/1966_Kyoichi_Sawada.jpg
Мать и дети переходят реку, спасаясь от американской бомбардировки

17 апреля 1975 г. Красные кхмеры входят в Пномпень
Пномпеньцы приветствуют красных кхмеров

Апрель 1975. Исход из Пномпеня
Апрель 1975 года. Исход из столицы.


Карта переселений из городов

=================================================================================================



Особенно необходимо подчеркнуть единодушие советской и западной пропагандистских маших в оценке консервативной революции в Камбодже. Люди постарше помнят "преступную клику Пол Пота - Иенг Сари", как она склонялась в советской прессе и публикациях. В них были нарисованы ужасающие картины истребления народа самыми примитивными средствами и в некотором смысле "полпотовщина" стала термином, обозначающим это бессмысленное истребление. И это не единственный случай, когда советская пропаганда оказалась в подпевалах пропаганды американской. Аналогичное положение советская пропаганда заняла и в оценке гражданской войны в США 1861-1865 гг. А. Бушков в своей книге "Неизвестная война. Тайная история США" пишет:

"Давненько я подметил некую странность в действиях советской пропаганды, упоенно боровшейся с олицетворением «мирового зла» в лице США. В этой пропаганде были свои строгие правила, сформировавшиеся давным-давно и соблюдавшиеся свято. Примитивно выражаясь, там, где американцы говорили «белое», советские пропагандисты обязаны были орать «черное» – и наоборот. Все толковое и полезное, что наличествовало в американской жизни, обязательно высмеивалось, карикатурно искажалось, поливалось грязью, «разоблачалось» и опровергалось. В частности, и те трактовки, которые американцы давали своей и чужой истории. Наши знали лучше, как оно обстояло на самом деле…

Так вот, Гражданская война была одним-единственным исключением из строжайших правил. Советская пропаганда, смело, можно сказать, с пеной у рта, отстаивала… официозную точку зрения на Гражданскую войну, бытовавшую в США. Без малейших попыток опровергнуть «реакционных буржуазных историков», в чем-либо их уличить и дать свою, единственно верную точку зрения. В этом, исключительном случае советские пропагандисты ни на миллиметр не отступали от тех тезисов, что выдвигали «реакционеры» и «империалисты», не владевшие единственно верным учением марксизма-ленинизма".

В обоих случаях советская пропаганда выступала заодно с американской против традиционалистских, консервативных движений - крестьянского в Камбодже и фермерского в Диксиленде (так южане называют свою Родину, Юг США). И это  единодушие официоза СССР и США коренится в их единой либеральной природе. Это потом либералы и революционеры разделились, а первоначально они были вместе и действовали заодно.  На начальном этапе развития их во многом объединяла единая цель - борьба против традиционных устоев общества. И те, и другие добиваются перемен в свою пользу (под риторику о "благе народа"). Только либералы - мирным путем, выборами. реформами. А революционеры - кардинальным: свержением власти, гражданской войной, чрезвычайным положением. По сути, революционеры - это более беспринципные, но целеустремлённые либералы. И у тех, и у других главная цель - низвержение традиционного миропорядка и захват власти. Понятно, что и у тех, и у других главный противник - традиционализм, а уж между собою они всегда договорятся. Так договариваются между собою два "пахана", которые, хотя и противны друг другу, но оба заинтересованы в разложении общества и параличе власти.

Дмитрий Верхотуров в своей статье "Виноват ли Пол Пот в геноциде?" пишет, что при первой попытке изучить этот вопрос более досконально сразу же появляются "нестыковочки" с общераспространёнными представлениями (т. е. представлениями, навязанными людям западными и советскими СМИ) о Кампучии и Пол Поте. Начать с того, что судебный процесс над Пол Потом И Иенг Сари представлял собой карикатуру на правосудие. Хроника событий такова. 7 января 1979 года Пномпень был захвачен силами вьетнамцев и Хенг Самрина. 15 июля 1979 года по указу Народно-Революционного комитета Кампучии был создан специальный трибунал для расследования и проведения судебного процесса. Обвинительное заключение было составлено уже 30 июля 1979 года, то есть через 15 дней после создания трибунала. Процесс состоялся 15 - 18 августа 1979 года и завершился окончательным и не подлежащим обжалованию приговором.

Уже сама по себе такая скорость следствия и суда (занявших в общей сложэности чуть более месяца) говорит о том, что обвинение вряд ли является достаточно обоснованным. Для того чтобы собрать доказательства умышленного и целенаправленного убийства около 3 млн. человек, надо провести огромную работу: собрать показания десятков тысяч свидетелей, изловить и допросить непосредственных исполнителей, сврив их показания с показаниями свидетелей, вскрыть сотни могил и эксгумировать сотни тысяч трупов для обследования. На всё это нужно время гораздо большее, чем 15 дней. Год или два, не меньше.

По идее, свидетелей на подобном процессе должно быть очень много, и ещё должны были быть просто горы свидетельских показаний. Однако было допрошено только 100 свидетелей и потерпевших, из которых всего 21 человек выступил на процессе. Показания этих свидетелей были сочтены достаточными.

Эксгумации тел убитых, по сути, не производилось. Прямо в Пном Пене была тюрьма Туолсленг, возле которой было, как утвеждается, захоронено около 20 000 человек. В тюрьме был захвачен большой архив с делами заключённых. Достаточно было вскрыть эту могилу, чтобы получить надёжные доказательства, жертв можно было бы опознать и получить заключения судмедэкспертов. Однако этого не было сделано. Всё это позволяет сделать вывод о том, что на процессе в августе 1979 года массовые жертвы кампучийского народа остались незасвидетельствованными и, вообще-то говоря, утверждение о геноциде не подкреплено фактами. Как они подсчитали количество жертв Пол Пота - неясно.

D721В земле Камбоджи находят множество черепов. Но когда и от чьих рук погибли эти люди - до конца не ясно.

По всей видимости, на Пол Пота свалили все преступления против мирного населения Камбоджи и американской военщины, и проамериканского марионеточного режима генерала Лон Нола, и советско-вьетнамской агрессии. Гражданская война 1970 - 1975 гг. отличалась крайней степенью ожесточённости. Подразделения камбоджийских и вьетнамских коммунистов и лонноловских войск часто уничтожались полностью. Например, завершающий эпизод сражения за шоссе № 6 в конце октября 1971 года, когда силы 9-й дивизии Армии Северного Вьетнама и Кампучийских национальных народно-освободительных вооружённых сил напали на размещённые вдоль этой дороги части Кхмерских национальных вооружённых сил, отрезав им путь к отступлению. "Это была резня. Целые бригады лучшей пехоты КНВС буквально исчезли в грязи", - описывает Крейг Этчисон побоище. Генерал-лейтенант КНВС Сак Сутсакан признал потерю 10 батальонов (около 26 тысяч человек) в ходе этого разгрома.


Эта жестокость была ответом на ту жестокость, которую войска генерала Лон Нола проявляли по отношению к неугодным марионеточному режиму лицам. Понятно, что после такой кровавой бойни многие поля Камбоджи были буквально усеяны костьми павших солдат с обеих сторон. Так что, когда показывают горы и кучи костей, найденных в Камбодже, это вовсе ещё не доказательство геноцида, произведённого по приказу Пол Пота. Скорее всего, это жертвы гражданской войны. По мнению Этчесона, гражданская война 1970 - 1975гг. стоила кампучийскому народу 1 млн. убитыми, 15% от общей численности населения. По самым приблизительным прикидкам, за время войны было выбито 25% трудоспособного мужского населения Кампучии.

Кроме того, в материалах про геноцид в Кампучии практически совершенно не упоминаются американские бомбардировки, которые продолжались с 1968 по август 1973 года. Карта бомбардировок, приведённая у Крейга Этчесона, показывает, что вопреки распространённым представлениям, бомбёжке подвергались вовсе не дикие джунгли, а самые густонаселённые районы Камбоджи: юго-восточная часть и окрестности Пномпеня. Сколько погибло мирных жителей в результате этих бомбёжек, никто на Западе, естественно, не считал, но есть сведения, что только в результате бомбардировок в феврале-августе 1973 года было убито и ранено около 200 тысяч человек.

И, наконец, не учитываются жертвы советско-вьетнамской агрессии против Кампучии. В войне 1970 - 1975 гг. северовьетнамские солдаты и красные кхмеры были не просто союзниками, а товарищами по оружию. Вклад вьетнамцев в формирование КННОВС и победу над Лон Нолом очень велик. Когда вьетнамцы заставили американцев покинуть Южный Вьетнам,  то сразу же прекратились ковровые бомбардировки Камбоджи, что и сделало победу Пол Пота возможной. По идее, после победы Пол Пота между двумя коммунистическими странами должно было установиться сотрудничество, несмотря на некоторые идеологические различия (Вьетнам был просоветским, а Кампучия - прокитайской). Но, несмотря на то, что и Вьетнаму, и Кампучии требовалась мирная передышка после ожесточённой и опустошительной войны, обе страны вновь оказались втянутыми в бойню взаимного истребления. Вероятно, были очень веские причины для этого конфликта, настолько веские, что перевесили все остальные соображения, перевесили былое товарищество по оружию и совместной борьбе.

Пол Пота иногда сравнивают с Антоновым, лидером восстания тамбовских крестьян против советской власти в 1921 году, и в этом сравнении есть рациональное зерно. Тамбовские мужики хотели, чтобы новая власть оставила их в покое и не грабила. Они никогда бы не восстали, если бы большевики позволили им жить самостоятельно, вести хозяйство, как их деды и прадеды, воспитывать детей в крестьянской традиции, быть хозяевами на своей земле. По всей видимости, пришедшие к власти красные кхмеры начали проводить независимую, самостоятельную политику, которая не нравилась лидерам СССР и их вьетнамским марионеткам. Во время Гражданской войны 1918 - 1921 гг. в России "красные" использовали "зелёные" крестьянские армии в борьбе с "белыми", а затем, после разгрома "белых", они принялись и за "зелёных". Так, например, отряды батьки Махно принимали участие в штурме Перекопа вместе с "красными", потому что он поверил в обещание большевиков выделить Крым для экспериментов по строительству анархистских коммун. Под Перекопом полегли тысячи махновцев, но в Крым их не пустили; более того, после победы "красных" над Врангелем они из союзников мгновенно превратились в противников и были разгромлены самым беспощадным образом.

А почему бы не дать Махно возможность поэкспериментировать в Крыму и посмотреть, что из этого получится?  А почему бы большевикам не строить свои колхозы "с нуля", на новом месте (мало ли в необъятной России земель?!), не разоряя хозяйства тамбовских и прочих крестьян? Да потому что тогда у всех на виду была бы конкуренция, и все могли бы видеть и сравнивать, где лучше. Но в таком случае и советским властям пришлось бы организовывать колхозы таким образом, чтоб уровень жизни колхозников был не ниже, а выше, чем у тамбовского "кулака" или крымского коммунара. А оно им нужно? Гораздо легче уничтожить в зародыше всякие попытки альтернативного жизнеустройства, чем потом иметь ежедневную головную боль. Что и было сделано. Надо думать, что в Кампучии всё произошло именно по этой схеме. В войне против американцев и их сайгонских и пномпеньских марионеток вьетнамцы использовали красных кхмеров, как большевики использовали махновцев против Деникина и Врангеля. А затем предали Пол Пота и установили свой марионеточный режим, который правит Кампучией по сей день. А на Пол Пота повесили всех собак, приписав ему преступления и американцев, и лонноловцев, и свои собственные преступления. Как говорится, победителей не судят.









Tags: консервативная революция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments