хрестьянин

Как первобытные художники рисовали во тьме пещер?

Оригинал взят у world_jewellery в Загадки сознания и искусства палеолитического человека

Шедевры палеолитического искусства производят неизгладимое впечатление на современного человека, что уж говорить о их современниках. Экспрессивные изображения проступали из вечной темноты, царившей в пещерах, благодаря слабому свету жировых светильников, зачастую высоко над головами. Кстати,  как сейчас, так и 15-20 тысяч лет назад жить в пещерах было крайне неуютно, более того, следов "постоянного проживания" человека в подобных пещерах, в общем-то, и нет. Скорее всего, это были древние "храмы" с помещениями, имеющими различное назначение. Среди них были особенно труднодоступные, тайные святилища, которые использовались, возможно, для посвящений или инициаций. Как выглядели эти древние ритуалы, трудно сказать точно. Изучая сами пещеры, найденные в них предметы, а также сохранившиеся до наших дней архаические культы, мы приближаемся к пониманию того, как мыслили и во что верили древние люди. Однако среди находок древности есть много таких, назначение которых никто так и не смог точно установить.

Открытие каждой из знаменитых ныне пещер, начиная с Альтамиры в Испании и Ласко во Франции, сопровождалось невероятными историями. Например, открытие Ласко началось с удара молнии. Все без исключения исследователи, а затем и посетители говорят о сильном впечатлении,  которые пещеры производят на людей.

Ласко

Это настоящая картина с сюжетом и несколькими действующими лицами, единственная в своем роде, обнаружена как раз в одном из труднодоступных мест пещеры Ласко - в колодце -"шахте", чтобы попасть в который, нужно было вначале преодолеть узкий лаз, обдирая кожу, а затем в буквальном смысле прыгнуть в никуда. Трактовки изображения есть разные, но мне особенно нравится вариант, услышанный на лекции о происхождении искусства в Эрмитажном лектории, открывающей трёхгодичный курс истории зарубежного искусства. В лежащей фигуре узнаются очертания человека, но это не человек - у него клюв, страные пропорции и руки c четырьмя пальцами - словно художник подчёркивал, что это не обычный человек. Это синкретический, собирательный образ. Древние люди таким образом могли изобразить предка, прародителя, божество. Этот как бы человек или прародитель,  который некогда был человеком, вышел на охоту и только что нанёс бизону смертельный удар копьём - копьё сломано, внутренности животного вываливаются на землю. Но зверь собирает последние силы, шерсть его встаёът дыбом и он наносит человеку тоже смертельный удар - в сторону лежащей фигуры обращены оба рога. Древний художник изобразил на этой картине смерть, на это указывает и положение фаллоса. Прародитель выполил свой долг, обеспечив народу жизнь - мясо крупного животного, ценой своей жизни. В этой трактовке можно увидеть древнейший прообраз Христа. Птица рядом с телом может символизировать душу или дух.

Возле изображения носорога (в левой части композиции) хорошо видны три пары точек, в пещере Ласко они повторяются ещё дважды и тоже в труднодоступных местах. Среди символов Ласко также сложный зубчатый символ, "гербы" и отдельные точки. Похожие знаки можно увидеть и на других стенах, на светильнике из песчанника, найденных неподалёку. Там же,  в шахте найдены остатки красящих веществ, проколки, светильники и просверлённые ракушки. А ещё следы пяток детей-подростков. Суть загадки - что происходило в пещерном колодце, зачем дети там много двигались, отчего рассыпалось ожерелья, зачем на проколки наносились магическик знаки...



Еще одна "шифровка". И ещё одна загадка - отсутствие копоти на стенах и как художники рисовали в полной темноте. В пещерах находят жировые светильники, но они дают мало света. Между тем древние художники создавали сложные цельные метафорические образы,



"Испанские" быки в пещере Альтамира - шедевры палеолитического искусства. Пабло Пикассо, увидевший эти росписи,  сделанные 15-17 тыс. лет назад, сказал: "после работ в Альтамире всё искусство пошло на спад". Разве эти быки не есть эмоциональное свидетельство связи современной Испании с её корридой и этих святилищ? А разве сама коррида - это не память о важости мастерства охотника, от которого зависела жизнь его народа? А цвет этих быков - это и цвет крови, и натуральной охры, с помощью которой древний художник создавал эти изображения. Невольно вспоминаются фильмы Альмодовара, в которых так много тёмно-красного "томатного" цвета.

В пещере кроме изображений животных (бизонов,  лошадей и оленей) встречаются маски - природные формы стен очеловечены с помощью дорисованных глаз и ртов. Несмотря на то, что используется всего лишь две краски - уголь и оксид железа, эффект полихромности достигается за счёт включения в изображение естественого цвета стен пешеры. А благодаря естественному рельефу стены, древний художник добивается объёмности изображений.




Изображая несколько пар ног художник передает динамику бега животного