Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Инициатические обертоны в психологии.

tumbalele в Психологические знания не работают говорит, что "знание само по себе не способно изменить человека. В том числе и знания по психологии и, если брать шире, любая информация, так или иначе связанная с саморазвитием (религия, философия, эзотерика)".

И приходит к выводу о том, что "психология "не работает". Она и не будет работать, пока в сознании не произошёл сдвиг, обусловленный исчерпанием старых способов взаимоотношения с жизнью. Путь к "сдвигу" лежит часто через отвращение, гнев, стыд, отчаяние, запредельную тревогу, страх, вину... Ну и конечно же бессилие, когда исчерпан весь привычный арсенал, и настигает наконец-то мысль/переживание о том, что этот арсенал не помогает. И тогда наступает ощущение пустоты. И уже в этой пустоте знания могут пригодиться как указатели "что ещё можно попробовать". Но не раньше..." .

Интересно наблюдать за тем, как современный психолог "методом научного тыка" пришёл к тому, что было известно ещё первобытным людям: никакое новое рождение в новом качестве невозможно без предварительного "умирания" для старой жизни. В этом-то "умирании" и заключается вся суть инициатических практик.

Тот же tumbalele в Унижение утверждает, что переживание унижения — это часто неотъемлемая составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение вперёд нередко крайне проблематично.

Автор говорит, что, как правило, люди слишком высокого мнения о себе, и это завышенное мнение не соответствует объективной реальности. "Большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя как пусть относительно, но всё же хороших людей. На этом «в целом я хороший» - основано чувство собственного достоинства, способность видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное — но от этого не ставшее менее актуальным — слово «честь» тоже базируется на восприятии себя как «в целом хорошего». На переживании «я нынешний - в целом хороший» основаны и наши многочисленные самооправдания...

Так вот, унижение — это не просто обнаружение того, что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…) полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение этого «Я» (или, что чаще — его части). Это переживание падения с пьедестала, на который сам же себя и вознёс. В общем, в этом и есть источник нашего унижения, на мой взгляд — очарованность собой, когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей и красивой) видишь карету. И разочарование в себе — это необходимый этап для того, чтобы вернуться в реальность.
Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю — одно из возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее очарованность собой — тем больнее падать и тем непригляднее картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика, он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет, отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика, пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее отрезвление.

В принципе, здесь легко угадывается та же инициатическая практика кенозиса или катабасиса. Недаром Андрей Еремкин в комментах привёл высказывания православных преподобных о смирении:

св. авва Дорофей: "Каждый молящийся Богу: – “Господи, дай мне смирение”, должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его".
св. Серафим Саровский: "Тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и безчестие в отношении себя со стороны других".
св. Марк Подвижник: "Если бы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо всё злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше".
св. Варсонуфий и Иоанн: "Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного; ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце".
cв. Варсонуфий и Иоанн: "Если станешь непрестанно осуждать себя самого, то сердце твоё сокрушится и обратится к покаянию.
Будем всегда обвинять самих себя: в этом и состоит победа. И для решимости удалиться в пустыню, как сказали Отцы, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и между людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно:
укорять себя,
оставить волю свою позади себя,
и почитать себя ниже всей твари.
Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека.
Вменять себя ни во что, значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о (своем) добром деле.
Смирение состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом на деле, а не на словах только и чтобы говорить: кто я такой? И кто считает меня за что-либо? Я ни с кем не имею дела".
игумен Никон: "Правильно идущий путем духовным, начинает видеть в себе больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя Божие, и только как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: Боже, милостив буди мне грешному. Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в своё время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себе хорошим, и отдельные, даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват – то это устроение есть ложное, это состояние явной или скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь."
“Правильного или неправильного обличения отвергающийся, своего спасения отвергается”. У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искажённость своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела и те пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он “естественно” (а не искусственными приемами) смирится, и “естественно” перестанет осуждать других и оскорбляться на обиды. Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастью. Тогда перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе судить, ибо все находятся в падении, с одной стороны, а с другой – “лживы мерила человеческие”, как бы ни старались быть объективными. Как может тогда человек оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться, если кто обвинит его в том, в чем как будто он не виноват, когда мы имеем без числа самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию, покрывающему наши грехи."

peacetraveler22 очень хорошо сказал(а) а комментах: "Growth - it frequently comes from pain, humiliation, many other negative experiences and emotions. When everything is rosy, there is little incentive to alter our realities or behaviors." То есть: "Рост - он часто происходит из боли, унижения, многих других негативных переживаний и эмоций. Когда всё безоблачно, нет никаких стимулов, чтобы изменить наши реалии и наше поведение".

Инициации в древних традиционных обществах как раз и состояли из боли и унижения.

Конечно, в современном мире нет полноценных инициатических практик, но представления о них "рассыпаны", как зёрна, в самых разных местах. А я, как курица, разгребаю лапками информационный "навоз" и отыскиваю эти зёрна.


Tags: инициация
Subscribe

  • Неприметные герои (2).

    В продолжение записи " Неприметные герои". Геракл, Тесей, Персей - что между ними общего? Все они - герои. Герои – дети богов (или…

  • Молодец, Конюхов!

    «Стыдно перед гражданами всех стран». Конюхов попросил Путина законодательно запретить отлов китообразных. МОСКВА, 20 июня,…

  • Шаман с "космическим мышлением".

    У geosts в Шаман из Якутии увидел вот этого удивительного человека. geosts сообщает: " Шаман Александр из Якутии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments