Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Потлач (2).

В продолжение записи Потлач

Автор паблика "Под корень" пишет: "Хозяйственную систему, работающую по принципу дарения, впервые подробно описал французский антрополог Марсель Мосс (Марсель Мосс - Очерк о даре..pdf). Он исследовал архаические общества индейцев Северной Америки, которые регулировали свою жизнь через особый ритуал потлача. Потлач – это демонстрация изобилия. Индейское племя устраивало культовое мероприятие, вроде похорон или свадьбы, на которое приглашались другие кланы. Чтобы продемонстрировать свою мощь, племя-хозяин одаривало гостей дорогими подарками согласно их рангу. В некоторой степени это выравнивало социальное неравенство и способствовало укреплению дружеских связей. Но если клан действительно хотел занять в племенной иерархии высокое положение, то хозяева должны были не просто одаривать собравшихся, но и… прилюдно уничтожать вещи. Поэтому во время потлача дырявились дорогие каноэ, которые шли ко дну, нагруженные ценной утварью. В огромных кострах горело главное богатство индейцев – искусно вышитые одеяла. Вниз по течению выбрасывались ящики с драгоценным китовьим жиром. Тонко выделанные шкуры, оружие, бесценные украшения – всё это беспощадно уничтожалось, чтобы произвести впечатление на гостей. Такой подход не только избавлял индейцев от власти роскоши (самый богатый должен был быть и самым расточительным), но, что ещё более удивительно, стимулировал дальнейший экономический рост. Зрители, наблюдающие, как уничтожаются полезные и дорогие вещи, разносили восторженные вести о великом потлаче в своих племенах. И те, впечатлённые размерами праздника, старались устроить новый потлач, который бы затмил своего предшественника, для чего, соответственно, производилось ещё больше оружия, лодок, мехов. Которые, разумеется, рано или поздно тоже будут уничтожены, потому что материальный излишек всегда рождает безбожие.

Рациональные европейцы пришли в ужас, когда узнали о практике индейского потлача. Особенно любило потлач племя квакиютль. Оно вообще выстроило всё своё бытие вокруг праздника одаривания: наживало материальные блага исключительно для того, чтобы раздать их или уничтожить. Но как можно уничтожить то, что копил годами? Это же разорение! Это идёт в разрез с протестантской этикой! Причём с потлачом боролись из «лучших» побуждений – планировалось, что тогда индейцы станут совсем как белые люди, будут пахать от зари до зари и складывать накопленное в подвалах. Луи-Фердинанд Селин, оказавшийся в подобной ситуации, писал: «Туземцев, в общем, можно принудить к труду только дубинкой: они блюдут свое достоинство; белые же, усовершенствованные народным образованием, вкалывают добровольно». И потлач был запрещён в индейских сообществах, как расточительная мера. На него обрушились миссионеры и гражданские власти. К примеру, грандиозный потлач, устроенный индейцем Дэном Кранмером в 1921 году закончился уголовным преследованием одариваемых. Удивительно, но индейцы стали сбегать в потаённые места, чтобы в уединении отпраздновать свой главный праздник взаимного одаривания. Но и туда отправлялась полиция, и летели вездесущие гидросамолёты. Господи, ну чем вам помешал праздник уничтожения труда? Как поговаривали в племени квакиютль: «Настоящий вождь умирает бедным».

Потлач был характерен и для европейцев. Ещё Тацит описывал древних германцев: «Если кто, уходя, попросит приглянувшуюся ему вещь, ее, по обычаю, тотчас же вручают ему. Впрочем, с такою же легкостью дозволяется попросить что-нибудь взамен отданного. Они радуются подаркам; не считая своим должником того, кого одарили, они и себя не считают обязанными за то, что ими получено». Не является исключением и русский народ. В чудном рассказе Николая Лескова «Чертогон» купец, годами по копеечке зарабатывающий своё состояние, в чаде кутежа разгромил дорогущий ресторан, побил стёкла, слуг, выбросил на ветер тысячи рублей, порвал все интерьеры, а потом купил кадку мёда, чтобы извозчики обтёрли им колёса вместо смазки. Клод Леви-Стросс считал, что белый мир использует подобие деградировавшего потлача, когда в назначенные дни люди дарят друг другу бессмысленные безделушки, купленные в магазинах подарков. А Жорж Батай видел в потлаче новую хозяйственно-трудовую этику, которая подготавливает человека к самой главной жизненной трате – смерти".
Tags: традиционные общества
Subscribe

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Пиво в традиции ККК.

    В предыдущей записи говорилось о том, что с традицией колоколовидных кубков (ККК) связан культ употребления пива. Но. Пиво, которое пили носители…

  • Игровые истоки ритуала.

    "По словам жителей Вирадьюри, проживающих на западе Нового Южного Уэльса (Австралия), старейшины всегда советуют своим детям считать свои тени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments