Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Почему майя покинули свои города?

В продолжение записей Потлач и Потлач (2).

Цивилизация Майя начала свой отсчёт в период 2000 – 1500 лет до нашей эры. Расцвет цивилизации начался за 400 лет до нашей эры. Начиная с этого времени, майя начинают активно возводить дворцы, храмы, пирамиды, башни, ширятся поселения, стремительно растут территории, заселённые народом майя.

Чичен-Ица Мексика

Цивилизация майя процветала до 950 года нашей эры. Население майя достигло пятнадцати миллионов жителей. Причины заката древней цивилизации индейцев майя доподлинно не изучены. Наиболее правдоподобной версией считается версия истощения пресноводных ресурсов на территории государства.



Определённой популярностью пользуется гипотеза, выдвинутая впервые известным американским учёным Эриком Томпсоном. По его мнению, упадок Тикаля и других классических центров культуры майя был связан с внутренними социальными потрясениями. В ходе раскопок Тикаля археологи с удивлением обнаружили, что почти все найденные каменные скульптуры, изображающие правителей и богов, либо намеренно повреждены, либо разбиты. Но кто сделал это? С какой целью? Согласно Томпсону, здесь могла идти речь только о восстании угнетённых низов.
«Зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества, — пишет Томпсон. — Надо лишь на мгновение представить себе его сложную и противоречивую структуру, чтобы понять, какой ураган народного гнева готов был со дня на день обрушиться на голову правящей касты. Небольшое ядро светских аристократов и жрецов, усилиями которых поддерживался внешний блеск цивилизации майя, сознательно обрекало своих многочисленных подданных на нищету и бесправие. На долю простых земледельцев оставались лишь непосильные налоги, бесконечные поборы и трудовая повинность на строительстве дворцов и храмов. Пышные ритуальные центры росли среди лесов и болот, словно грибы после дождя, а крестьянин всё туже затягивал пояс. Неизвестно, кто первым бросил клич к восстанию, но за оружие взялись все, дружно и яростно, с надеждой на лучшие времена. И против этого всёсокрушающего вала крестьянской войны не мог устоять никто.

Рассеяны и перебиты отборные отряды царских воинов. В панике бежали за пределы страны те из властителей, кто ещё мог это сделать. Остальных переловили как диких зверей и подвергли мучительной казни. И когда успех восстания стал очевиден для всех, священная ярость людей обрушилась на каменных кумиров, имевших самое прямое отношение к только что свергнутым правителям и жрецам. Их портили, калечили или разбивали на куски всеми доступными способами.

Нечто похожее происходило и во многих других городах майя. Во всяком случае разбитые и намеренно повреждённые монументы с ликами царей и богов встречаются не только в Тикале, но и в Пьедрас Неграс, Иашчилане, Алтар де Сакрифисьос. Огромная и цветущая страна внезапно испытала на себе все разрушительные последствия жесточайшего социального кризиса. Через некоторое время победившие земледельцы разошлись по своим деревушкам, рассеянным по окрестным лесам. И величественные города майя окутало мёртвое безмолвие
».

Кажется, единственный похожий случай произошёл во время консервативной крестьянской революции в Камбодже при Пол Поте. Пол Пот, человек по-монашески простых нужд, не искал для себя богатства, славы и власти.  Его единственной великой целью было избавить Камбоджу от колониального капитализма, вернуться к традициям деревенской общины и, опираясь на них, построить новую страну. Его видение социализма отличалось от советского.  Большевики индустриализировали страну, обескровливая крестьянство. Пол Пот же хотел сначала восстановить деревню и только после этого развивать промышленность для удовлетворения её потребностей.


А что, если представить себе не одного Пол Пота, а сотни или даже тысячи майянских "полпотовцев"? Вне всякого сомнения, майянское общество было традиционным. А это значит, что в нём духовное, сакральное превалировало над мирским, профанным. Однако, по мере строительства городов и развития цивилизации, у майя происходило накопление материальных ценностей и увеличение свзанной с этими ценностями "порчи" (коррупции - на современном языке). У индейцев существовал механизм по предотвращению этой "порчи". Этот механизм назывался словом "потлач". Когда у индейцев накапливалось слишком много (по их мнению) богатств, они просто уничтожали их. Говорят, что в богатом доме рано или поздно заводятся крысы. Чтобы они не заводились, индейцы добровольно отказывались от многих вещей.  Всё добро, которое накапливалось месяцами, а то и годами, могло уйти на подарки. Раздаривались одеяла, меха, шкуры, кожаные изделия, драгоценности — всё, что составляло основную "валюту" индейцев. В ход шли даже предметы домашнего обихода, лодки, а также запасы пищи. Иногда всё это прямо на глазах у гостей демонстративно сжигали или выбрасывали в море, чтобы показать пренебрежение к материальным ценностям.

Если нет "валюты", то не появится и бюрократия. Ибо она всегда появляется только там, где появляются деньги. Нет денег - нет и чиновника. Нет чиновника - нет и государства. Нет государства - нет и государственного насилия. А это - свобода.

Ну так вот, мысль моя предельно проста. Индейцы племени майя веками строили и строили свои города... И чем больше строили, тем острее чувствовали "порчу" в этих городах. Тот, кто живёт в современной России, легко может понять, что я имею в виду. В городах майя образовалось кумовство, "блат"; все решения стали приниматься келейно, Семьёй, без участия народа; с каждым годом увеличивалось число чиновников, и вместе с этим росли налоги. Система, бывшая некогда простой и гибкой, становилась сложной и неподвижной. Косность превращалась в окостенение. Государство обернулось каменным гробом для народа...

И тогда народ устроил потлач. Люди бросили всё и ушли. Слава Богу, в те времена не было ещё государственных границ и имелось в наличии много свободных земель. Майя вновь превратились в свободных охотников, подобно своим далёким предкам. Они бесследно растворились в американских прериях. И вспоминали свою прошлую жизнь в городах как приснившийся ночью кошмар.

Tags: город, традиционные общества
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments