Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Деньги как заменитель межличностного общения.

Первые колонисты в Новом Свете столкнулись с тем, что индейцы не желали принимать в обмен на меха и рыбу столь ценившиеся европейцами металлические монеты. Традиционное общество отличается от современного персонализацией межличностного общения. Торговли в нашем понимании в древности не было. В родовом обществе она шла только внутри племени. Это объясняется тем, что на собственность тогда смотрели как на часть личности владельца.  Иноплеменник мог купить имущество племени, только став родственником.

Когда имеются деньги, можно купить на них любую услугу. При этом личность покупателя не играет никакой роли. Мы приходим в супермармаркет, молча выбираем товар и так же молча расплачиваемся за него на кассе. Продавцу не требуются ни наши знания, ни наша квалификация, ни наше умение оказать помощь в трудной ситуации. Требуется лишь одно - деньги. Если есть у тебя деньги, значит тебе доступны все товары и услуги, пусть даже ты - дурак набитый. Если же у тебя денег нет, всё государство со своими услугами становится для тебя таким же бесполезным "негодным мусором", как сундук с деньгами для Робинзона Крузо. Между прочим, Робинзон Крузо познакомился на острове с одним аборигеном, которого назвал Friday ("Пятница"). Аборигену нужен был Робинзон как защитник, а Робинзону нужен был абориген как собеседник, чтобы с ума не сойти от одиночества. Так они оценили полезность друг друга и вступили в отношения обмена: ты - мне, я - тебе. Не так ли жили и наши далёкие предки, древние славяне, и те же индейцы в Новом Свете до прихода туда европейских колонистов?

ПрохиндиадаВ СССР на заре перестройки был снят очень интересный фильм "Прохиндиада, или Бег на месте". Сан Саныч Любомудров (Александр Калягин) — энергичный и по своему талантливый человек, который может со всеми договориться и всё достать в эпоху тотального дефицита. Его талант — умение дружить. Сан Саныч весь в делах, с утра до вечера он устраивает дела своих знакомых по принципу «ты - мне, я - тебе». Полезные связи есть у Сан Саныча везде. Сан Саныч принципиально не берёт денег за свои услуги, считая, что гораздо полезнее вместо денег заручиться поддержкой влиятельного бюрократа или высококлассного профессионала своего дела. Даже свою дочь он пытается выдать замуж в обмен на услуги.

В смешном, карикатурном виде, но, тем не менее, Сан Саныч воспроизводит традиционную модель общества до появления денег. При этом советское общество тотального дефицита странным образом напоминает первобытное общество. О том, что советское общество во многих своих проявлениях бессознательно воспроизводит традиционную модель общественных отношений, писали и Александр Дугин, и Кара-Мурза, и многие другие. "Россия живёт по "адату", - пишет Лимонов, - по понятиям, сложившимся из обычаев предков. "Адат" в мусульманском мире именно и означает традиционные обычаи предков, в противоположность "шариату" - кораническому закону мусульман, принесенному Пророком Мохаммедом. Россия лишь старалась, делала вид, пыталась, но никогда, по сути, не жила по социализму, а сейчас не живет по капитализму, а уж тем более по демократии. Наш "адат", понятия, оказались сильнее и социализма, и капитализма." Мы же добавим от себя, что "адат" в современной России воспроизводится в такой же карикатурной, уродской форме, как и в фильме "Прохиндиада".

                                                                                                                                      ***

Однако же, Сан Саныч Любомудров вызывает к себе зрительские симпатии. Понятно, что эти симпатии вызывает гениальная актёрская игра Александра Калягина, но, по-моему, есть тут и более глубокая причина. Сан Саныч - это какой-то первобытный "реликт" в современном обществе. Здесь все за всё сразу берут деньги и после денежного обмена никто никому ничего не должен, а Сан Саныч действует по-старинке, без денежного обмена, по "адату": «ты - мне, я - тебе». Я тебе дарю мою услугу, а ты мне подаришь твою услугу, когда это понадобится. Ведь именно так и жили первобытные люди!

Сан Саныч при этом дорожит своей честью. Чтобы с ним имели дело, он должен выглядеть во всех отношениях достойным и безупречным человеком. Поэтому на фоне советских бюрократов он смотрится как "роза среди навоза". Они даже издеваются над ним, пригласив его в какую-то "грязную" баню, но он стоически переносит все их издевательства, сохранив свою честь. Морально он выше и чище их, потому что все они - поклонники Мамоны, а он один среди них не поклонился Мамоне; они все погрязли в коррупции, а он не берёт денег; они все - как продажные шлюхи, а он - "девушка" (в смысле - девственница) среди государственных шлюх.

mixmaxov говорит о том, что россиянам патриотическую честь иметь надо. С этим никто не спорит. Надо бы, конечно. Только, по-моему, никакой чести по определению быть не может там, где всем заправляют деньги. А в современной России (да и во всём современном мире) именно деньги всем и правят. Надо прежде отвернуться от Мамоны и повернуться к человеческим отношениям, и тогда честь сама собой обнаружится-"проявится". Недаром честь как моральное, профессиональное, социальное и т. п. достоинство связывается с целомудрием и непорочностью женщины [1]. Для женщины сохранить свою честь - значит не продаться, не разменяться на "мелочёвку", не стать "дешёвкой". Честная женщина предлагает мужчине сделку «ты - мне, я - тебе»: я тебе (и только тебе одному!) отдаюсь, чтобы ты любил меня и хранил, как зеницу ока. Тут, по сути, воспроизводятся самые первобытные и архаичные отношения, когда денег ещё и в помине не было. Но, когда не было денег, тогда-то и честь ценилась! Честь и была эквивалентом денежного обмена. Честному человеку все давали взаймы, зная о том, что он непременно расплатится. Надо сказать, что подобные отношения имели место быть в России ещё и в XlX веке. На крупнейшей в России Макарьевской (Нижегородской) ярмарке купцы договаривались между собою, полагаясь лишь на честное слово, без каких-либо "бумажек" или "тугаментов".

                                                                                                                                         ***

Интересно, что чаще всего от детей можно услышать, как они дают друг другу "честное слово". "Честное слово пацана", а раньше было ещё и "честное пионерское"... Это потому, что у детей нет денег, и они живут по принципам первобытного общества. Не потому ли и первая любовь вспоминается всю жизнь как самое чистое и светлое чувство?

"Первая любовь, школьные года.
В лужах голубых - стекляшки льда...
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!"

Не повторяется, потому что никогда уже не будет безденежных отношений...

И тут мы снова возвращаемся к творчеству Александра Калягина. В фильме "Здравствуйте, я - ваша тётя!" он исполнил роль безработного и бездомного бродяги Бабса Баберлея, который безнадёжно влюблён в молодую девушку. Эта чистая любовь инкрустирована в карикатурно-гипертрофированные денежные отношения вокруг миллионерши донны Розы д’Альвадорец, как роза - среди навоза. И эта чистая любовь напоминает детскую любовь, ведь и у бродяги Бабса Баберлея, и у девушки, в которую он влюблён, нет денег. Они - как дети.

В конце фильма Бабс Баберлей исполняет песню "Любовь и бедность" (слова Роберта Бёрнса):

Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
Но мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Зачем разлучница судьба
Всегда любви помеха?
И почему любовь раба
Богатства и успеха?

Богатство, честь, в конце концов,
Приносят мало счастья,
И жаль мне трусов и глупцов,
Что их покорны власти.
Твои глаза горят в ответ,
Когда теряю ум я,
А на устах твоих совет -
Хранить благоразумье.

На свете счастлив тот бедняк
С его простой любовью,
Кто не завидует никак
Богатому сословью.
Ну почему жестокий рок
Всегда любви помеха?
И не цветет любви цветок
Без славы и успеха?

Да цветёт любовь и без денег, и без славы, и без успеха! Я сам не раз замечал, как влюблённые школьницы смотрят такими восторженными глазками на мальчиков без денег, славы и успеха, какими они никогда не будут смотреть на взрослых мужчин с деньгами, славой и успехом.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Я решительно потерялся и не знал, как понимать мне Кузьму: виновность свою он отрицал безусловно, да и предварительное следствие было против его виновности: убита была Ольга не из корыстных целей, покушения на её честь, по мнению врачей, «вероятно, не было»… А. П. Чехов, «Драма на охоте», 1884 г.


Tags: любовь, социология, традиционные общества
Subscribe

  • О вере.

    Впервые учеников Иисуса Христа назвали "христианами" язычники в Антиохии. "Ученики в Антиохии в первый раз стали называться…

  • С чего начать духовную жизнь?

    С чего начать реальный духовный путь обычному человеку, желающему реально, а не на словах только - "бла-бла-бла", - измениться к лучшему…

  • Как паровозик из Ромашкова.

    Автор паблика Под корень пишет: "Отстать от жизни – это лучше всего. Все они, богатые и бедные, успешные и не очень, звёзды и писатели,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments