Когда имеются деньги, можно купить на них любую услугу. При этом личность покупателя не играет никакой роли. Мы приходим в супермармаркет, молча выбираем товар и так же молча расплачиваемся за него на кассе. Продавцу не требуются ни наши знания, ни наша квалификация, ни наше умение оказать помощь в трудной ситуации. Требуется лишь одно - деньги. Если есть у тебя деньги, значит тебе доступны все товары и услуги, пусть даже ты - дурак набитый. Если же у тебя денег нет, всё государство со своими услугами становится для тебя таким же бесполезным "негодным мусором", как сундук с деньгами для Робинзона Крузо. Между прочим, Робинзон Крузо познакомился на острове с одним аборигеном, которого назвал Friday ("Пятница"). Аборигену нужен был Робинзон как защитник, а Робинзону нужен был абориген как собеседник, чтобы с ума не сойти от одиночества. Так они оценили полезность друг друга и вступили в отношения обмена: ты - мне, я - тебе. Не так ли жили и наши далёкие предки, древние славяне, и те же индейцы в Новом Свете до прихода туда европейских колонистов?

В смешном, карикатурном виде, но, тем не менее, Сан Саныч воспроизводит традиционную модель общества до появления денег. При этом советское общество тотального дефицита странным образом напоминает первобытное общество. О том, что советское общество во многих своих проявлениях бессознательно воспроизводит традиционную модель общественных отношений, писали и Александр Дугин, и Кара-Мурза, и многие другие. "Россия живёт по "адату", - пишет Лимонов, - по понятиям, сложившимся из обычаев предков. "Адат" в мусульманском мире именно и означает традиционные обычаи предков, в противоположность "шариату" - кораническому закону мусульман, принесенному Пророком Мохаммедом. Россия лишь старалась, делала вид, пыталась, но никогда, по сути, не жила по социализму, а сейчас не живет по капитализму, а уж тем более по демократии. Наш "адат", понятия, оказались сильнее и социализма, и капитализма." Мы же добавим от себя, что "адат" в современной России воспроизводится в такой же карикатурной, уродской форме, как и в фильме "Прохиндиада".
Однако же, Сан Саныч Любомудров вызывает к себе зрительские симпатии. Понятно, что эти симпатии вызывает гениальная актёрская игра Александра Калягина, но, по-моему, есть тут и более глубокая причина. Сан Саныч - это какой-то первобытный "реликт" в современном обществе. Здесь все за всё сразу берут деньги и после денежного обмена никто никому ничего не должен, а Сан Саныч действует по-старинке, без денежного обмена, по "адату": «ты - мне, я - тебе». Я тебе дарю мою услугу, а ты мне подаришь твою услугу, когда это понадобится. Ведь именно так и жили первобытные люди!
Сан Саныч при этом дорожит своей честью. Чтобы с ним имели дело, он должен выглядеть во всех отношениях достойным и безупречным человеком. Поэтому на фоне советских бюрократов он смотрится как "роза среди навоза". Они даже издеваются над ним, пригласив его в какую-то "грязную" баню, но он стоически переносит все их издевательства, сохранив свою честь. Морально он выше и чище их, потому что все они - поклонники Мамоны, а он один среди них не поклонился Мамоне; они все погрязли в коррупции, а он не берёт денег; они все - как продажные шлюхи, а он - "девушка" (в смысле - девственница) среди государственных шлюх.
Интересно, что чаще всего от детей можно услышать, как они дают друг другу "честное слово". "Честное слово пацана", а раньше было ещё и "честное пионерское"... Это потому, что у детей нет денег, и они живут по принципам первобытного общества. Не потому ли и первая любовь вспоминается всю жизнь как самое чистое и светлое чувство?
"Первая любовь, школьные года.
В лужах голубых - стекляшки льда...
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!"
Не повторяется, потому что никогда уже не будет безденежных отношений...
И тут мы снова возвращаемся к творчеству Александра Калягина. В фильме "Здравствуйте, я - ваша тётя!" он исполнил роль безработного и бездомного бродяги Бабса Баберлея, который безнадёжно влюблён в молодую девушку. Эта чистая любовь инкрустирована в карикатурно-гипертрофированные денежные отношения вокруг миллионерши донны Розы д’Альвадорец, как роза - среди навоза. И эта чистая любовь напоминает детскую любовь, ведь и у бродяги Бабса Баберлея, и у девушки, в которую он влюблён, нет денег. Они - как дети.
В конце фильма Бабс Баберлей исполняет песню "Любовь и бедность" (слова Роберта Бёрнса):
Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
Но мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Зачем разлучница судьба
Всегда любви помеха?
И почему любовь раба
Богатства и успеха?
Богатство, честь, в конце концов,
Приносят мало счастья,
И жаль мне трусов и глупцов,
Что их покорны власти.
Твои глаза горят в ответ,
Когда теряю ум я,
А на устах твоих совет -
Хранить благоразумье.
На свете счастлив тот бедняк
С его простой любовью,
Кто не завидует никак
Богатому сословью.
Ну почему жестокий рок
Всегда любви помеха?
И не цветет любви цветок
Без славы и успеха?
Да цветёт любовь и без денег, и без славы, и без успеха! Я сам не раз замечал, как влюблённые школьницы смотрят такими восторженными глазками на мальчиков без денег, славы и успеха, какими они никогда не будут смотреть на взрослых мужчин с деньгами, славой и успехом.
----------------------------------------
[1] Я решительно потерялся и не знал, как понимать мне Кузьму: виновность свою он отрицал безусловно, да и предварительное следствие было против его виновности: убита была Ольга не из корыстных целей, покушения на её честь, по мнению врачей, «вероятно, не было»… А. П. Чехов, «Драма на охоте», 1884 г.