Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Через тернии - к звёздам".

свет в конце тоннеля

Душа, - писал Плутарх, - в минуту смерти испытывает то же, что испытывают те, кто посвящается в великие таинства. Сначала это - блуждание наугад, извилистый путь, тревожное и бесконечное шествие в потёмках (очевидно, это - начальная стадия транса, которая имеет много общего с обыкновенным сновидением). Перед последней минутой страх достигает крайнего предела: мороз по коже, дрожь, холодный пот, ужас (стадия отделения души от тела). И вдруг взорам открывается волшебный свет (Люций "посреди ночи видит ослепительное солнце"); переходят к местам открытым и лугам, где звучат голоса и происходят танцы; божественные видения внушают священное благоговение".

Судя по всему, через подобное состояние проходил и ап. Иоанн Богослов. "Я был в духе в день воскресный, - пишет он о себе (Откр. 1:10), и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: "Я есмь Альфа и Омега, первый и последний... И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый" (1:17).

Тициан. Святой Иоанн Богослов на острове Патмос

Мист должен пройти через переживания, которые человек испытывает обыкновенно лишь при прохождении через смерть. В этой связи интересно отметить, что христианский храм, как место богослужения, является ничем иным, как могилой [1]. Верующий спускается в могилу, чтобы восстать из неё вместе со Христом (ср. Рим. 6:3, 8; 8:17). О таком пути "через тернии к звёздам" говорил впоследствии Кьеркегор. Посвящённый вступает в новую жизнь не иначе, как через смерть и воскресение: "Я был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" [2] (1:18). Только после сораспятия Иоанн получает доступ к высшим тайнам. "После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего" (4:1).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср. раннехристианские катакомбы.

mosika_901_00001

Сюда же относится использование пещеры в культе Митры.

Митреум

Также интерьер восточно-христианской (сирийской, армянской, коптской) церкви lV - Vll веков имеет "пещерный" облик.

Вход в коптскую церковь

[2] Интересно сравнить эти ключи с ключами ап. Петра. Не одни и те же ли это ключи?
Tags: инициация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment