Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Как возникает государство.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, в своей статье "Князь Владимир как «стационарный бандит»" показывает механизм формирования русского (да и не только русского) государства.

"У знаменитого социолога Мансура Олсона есть теория «кочующего и стационарного бандитов». Смысл её, если кратко, состоит в следующем.

Дикие народы (например, половцы, мадьяры или скандинавские викинги) долгое время живут грабежами народов цивилизованных. С экономической точки зрения это дело оказывается весьма прибыльным. Сам лично не пашешь и не сеешь, но приходишь на готовенькое, штурмуешь город, убиваешь мужчин, насилуешь женщин, детей продаёшь в рабство, а деньги и имущество оставляешь себе. Через некоторое время приходишь к другому городу и вновь повторяешь операцию. А дальше — по кругу. На старое место возвращаешься лет через двадцать, когда там вновь зародится жизнь и будет что разграбить.

Впрочем, у подобной «экономики кочующего бандита» есть один недостаток. Бегать много приходится, что нелегко к старости, когда хочется покоя, комфорта и автоматического поступления благ от подвластного населения. Поэтому в определённый момент кочующий бандит становится стационарным. Он устанавливает над покорённым городом постоянный контроль, перестаёт убивать мужчин и продавать в рабство детей (хотя женщин порой насилует, поскольку от этого занятия труднее всего отказаться). Стационарный бандит не забирает у населения всё имущество, а вместо этого даже слегка поощряет развитие экономики и защищает народ от наездов со стороны других бандитов. Но всё это делается, понятно, не потому, что наш кочующий герой вдруг проникся гуманными христианскими идеями, а потому, что в покорённом городе он устанавливает налоги. То есть постоянно берёт у курочки золотые яички вместо того, чтобы один раз сварить из неё суп. Так возникает государство.

Понятно, что здесь нарисована лишь самая общая схема. В каждом конкретном случае она обрастает массой деталей, некоторые из которых трудолюбивые историки раскапывают для социологов, а некоторые так и остаются неизвестными. Но в общих чертах теория Олсона даёт нам понять циничную суть цивилизационного процесса, в котором сотрудничество (кто-то назовёт это эксплуатацией) оказывается перспективнее откровенного бандитизма".

Tags: Древняя Русь, государство
Subscribe

  • Неприметные герои (2).

    В продолжение записи " Неприметные герои". Геракл, Тесей, Персей - что между ними общего? Все они - герои. Герои – дети богов (или…

  • Молодец, Конюхов!

    «Стыдно перед гражданами всех стран». Конюхов попросил Путина законодательно запретить отлов китообразных. МОСКВА, 20 июня,…

  • Шаман с "космическим мышлением".

    У geosts в Шаман из Якутии увидел вот этого удивительного человека. geosts сообщает: " Шаман Александр из Якутии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments