Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Антропоцентризм и бесоодержимость

Прочитал у evgeniirudnyi в Эдвард Уилсон о морали муравейника: «В действительности нет интеллектуального порока хуже потакающего своим прихотям антропоцентризма.»

Собственно говоря, "интеллектуальный порок антропоцентризма" - это и есть та самая мировая «ересь человекобожия»,  распространением которой так обеспокоен патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Что есть ересь? Ересью является всякое сужение поля сознания. Например, баптисты берут один "удобный" для себя стих из Нового завета - "Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет" (Мр. 16:16), а на следующие стихи [1] не обращают внимания. Понятно, что выбирают они, что попроще и полегче: веровать - легко, а изгонять бесов, исцелять больных и воскрешать мёртвых - тяжело. Ну, вот они "веруют" в Иисуса Христа, как дети малые и несмышлёные "веруют" в Деда Мороза (или Санта Клауса), и думают, что такая "вера" их спасёт. Хотя, по свидетельству ап. Иакова "бесы тоже веруют и трепещут" (2:19), но от того, что бесы веруют, они не превращаются в ангелов.

Тут интересно подчеркнуть, что бесоодержимость предполагает именно суженное поле сознания. Это когда человек убеждён в правоте какой-то одной идеи, и смотрит на мир под углом зрения данной идеи. Например, некоторые революционеры были людьми в полной мере одержимыми. И даже намеренно "зашоривали" своё сознание, запрещая внутрипартийные дискуссии. Людей с более широким полем сознания объявляли "оппортунистами", "уклонистами" (правыми и левыми), "врагами народа", и расстреливали их.

Антропоцентризм также требует сужения поля сознания, а, значит, в своих крайних проявлениях он является одной из форм бесоодержимости. Ведь антропоцентризм есть постановка в центр вселенной человека, причём человека "такого, каков он есть". А человек "такой, какой он есть", то есть человек грешный, не преображённый - это зачастую просто говнюк.

Нет, мне гораздо симпатичнее вот этот монах, рассматривающий муравейник.

монах и муравейник

"Сидит монах в лесу дремучем,
На муравьину смотрит кучу,
В ней жизнь размеренно идёт,
Пример нам, людям, подаёт" (Владимир Болтунов На картину Павла Рыженко "Муравейник").

Как это похоже на Иисуса Христа! Он ведь обращал внимание Своих учеников на птиц, которые "не сеют и не жнут", и призывал брать с них пример.

Вот уж где и в помине нет антропоцентризма! А, значит, нет связанного с ним сужения поля сознания и вытекающей из него бесоодержимости. Человек только тогда красив, светел и свят, когда он добровольно принимает позицию ученика, и учится у всего на свете, постоянно расширяя своё сознание. Вот, например, Морис Метерлинк написал прекрасное произведение "Жизнь пчёл". Это же кладезь мудрости, настоящее "евангелие от пчелы". Но, конечно, далеко не всем людям понятно это "пчелиное евангелие", как и не все люди понимают Евангелие Иисуса Христа. Как сказал Василий Розанов, очень ценивший Метерлинка, "Метерлинк мудр только с мудрыми, а глупым он ничем не поможет".

Под этим углом зрения более понятны становятся и первобытные наскальные и пещерные росписи. Известно, что самые древнейшие росписи представляют собой животных и различные символы; изображения человека появляются довольно поздно. Это свидетельствует о том, что первобытным людям был чужд антропоцентризм. В этом отношении они были гораздо лучше современных людей.

шаманка
Наскальное изображение из Ауанрхета

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Мар.16:17-18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Tags: антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments