Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Кто рукополагал ап. Павла?

Протоиерей Геннадий Нефедов пишет в статье "Хиротония": «В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.
К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает избранных над остальными верующими и наделяет духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой".

Значит, по идее, на каждого "правильно избранного" рукоположенного епископа "нисходит Святой Дух", как Он когда-то "низошёл" на апостолов. Значит, по идее, каждый из них становится святым человеком, источником благодати. Не так ли?

Только вот совсем не понятно, откуда же тогда берётся всё то непотребство, о котором пишет, например, diak_kuraev в своём блоге? Да и без Кураева вся история христианства просто кишит примерами епископского самодурства (на Западе) и лизоблюдства (на Востоке). Это что, Святой Дух их тому научает? А может там и не было никакого Духа Святого? Не может же дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Тут интересно отметить, что "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3:8) и мнений человеков, где Ему быть, а где не быть, Он не спрашивает. В день Пятидесятницы Дух Святой "сошёл" на апостолов в Иерусалиме. И не только на апостолов, но и на "некоторых жён" [1] всесте с Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1:14). Когда Дух Святой впервые "излился на язычников" - римского сотника Корнилия, его родственников и близких друзей (Деян. 10:24-44), - ап. Пётр, обращаясь к братьям в Иерусалиме, объединил этот опыт язычников в Кесарии с опытом Пятидесятницы. Он сказал: "Сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале" (Деян. 11:15). И далее: "Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа" (11:17). И не было там никакой хиротонии, никакого рукоположения. Ангел явился Корнилию и внушил ему призвать к себе Симона, именуемого Петром: "он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой". И когда Пётр говорил, "Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?"

С крещением Духом Святым связано обретение чрезвычайных способностей, или знамений. Евангелие прямо об этом говорит (Мар.16:17-18) "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". Что-то не видно, чтобы епископы отличались чем-то подобным.

Как православие, так и католичество видят установление Церкви в "сошествии Св. Духа". Учения Христа, повторения, "имитации" Тайной Вечери недостаточно для осуществления Церкви как духовного организма: необходимо животворящее "сошествие" Святого Духа на человеческую плоть, подобно тому "нисхождению" Духа на Деву, благодаря которому смогло осуществиться воплощение Слова - Логоса [2]. Поэтому Пятидесятница, или "сошествие" Духа Святого, - не единичное событие, свершившееся в Иерусалиме раз и навсегда, но непрекращающееся событие, коституирующее Церковь. И вся история Церкви есть не что иное как двухтысячелетняя серия аналогичных "сошествий" на святых.

Очевидно, что именно они, святые, крещёные Духом Святым, занимают центральное и главное место в Церкви. Епископат же - это церковная администрация, церковная бюрократия, сросшаяся тысячами нитей с государственной бюрократией. Народ приходит в храм поклониться образам Иисуса Христа и святых, приложиться к мощам (опять же - святых), а епископы - они "при мощах". От мощей - чудеса, исцеления. Хотя, если бы епископы были носителями благодати Духа Святого, в мощах не было никакой нужды: попы сами обладали бы властью над нечистыми духами, изгоняли их и врачевали всякую болезнь и всякую немощь.

О том, как и когда произошёл бюрократический переворот в Церкви, я писал в
Монтанисты (1), Монтанисты (2) и Монтанисты (3). Тогда многие епископы, не имея в себе даров Духа Святого и не являясь, в общем-то, духовными людьми, стали "упирать" на "апостольское преемство", что оно, дескать, идёт от самих апостолов чрез непрерывную череду рукоположений (хиротоний). Хотя, на самом деле, апостола Павла, например, никто не рукополагал. Павел был крещён Духом святым (см. Посвящение Савла (Рождение ап. Павла)). После духовного крещения Павел "не стал советоваться с плотью и кровью" (человеческой) и не пошёл в Иерусалим, к апостолам, то есть к Церкви (Гал. 1:16-17). И только через три года он встречается с апостолом Петром. «Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром.» За это время он поставил значительное количество пресвитеров и епископов в создаваемых им общинах. Стало быть, уже тогда, при Павле, не было никакого "апостольского преемства"; апостолы, остававшиеся в Иерусалиме, не рукополагали ни Павла, ни пресвитеров и епископов в созданных им общинах. Более того, иерусалимская церковь. Более того, иерусалимская церковь иудействующих христиан "отделила себя от общей Церкви", как мягко выражается историк Церкви Михаил Поснов (подробнее см. Иудействующие христиане. Эбиониты.).

Это, конечно, не значит, что среди духовенства совсем нет духовных людей. Как уже было сказано, Святой Дух дышит, где хочет. Тут важно лишь подчеркнуть, что Церковь есть совокупность праведников, а не совокупность епископов. Кто не свят, тот и не принадлежит к Церкви, пусть он рукоположен хоть самим папой римским.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Женщины (Деян. 1:14), наиболее вероятно, были из числа последовательниц или учениц Иисуса (Лк. 8:2; 23:49,55; 24:10), а вовсе не были жёнами учеников Иисуса. В синодальном переводе слово "жена" имеет тот же смысл, что и слово "женщина". Ср. обращение Иисуса к Своей Матери в синодальном переводе: "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26; ср. 2:4). Конечно, Иисус обращался в Марии как к женщине, а не как к Своей жене: "Женщина, вот сын твой" (именно такой перевод с греческого даёт В. Н. Кузнецова).

[2] "Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так душу и тело человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоиться в теле его, как в Своём доме, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворённую по образу Его" (св. Макарий Египетский). Это слияние души с Духом преп. Макарий представлял себе настолько реально, физически и даже физиологически, что оно отождествлялось в его уме с Боговоплощением. "По снисхождению и человеколюбию преображаясь, плототворит Он Себя, входит в единение, восприемлет святые, благоугодившие и верные души и, по изречению Павлову, бывает с ними в един Дух (1 Кор. 6:17), душа, так сказать, в душу, и ипостась в ипостась, чтобы душа, достойная Бога и благоугодившая Ему, могла жить в обновлении и ощущать бессмертную жизнь".


Tags: Церковь
Subscribe

  • "Кулаки" и "пролетарии".

    Польша - чисто фермерская страна. Нет там никаких государственных агрохолдингов. И вот, пожалуйста, результат налицо. "У нас структура…

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • С чего начинается нация?

    "Английская нация начинается не с Вильгельма Бастарда, переименованного в Завоевателя, а с Хартии Вольностей, завоеванной вооруженными фермерами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments