Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Реставрация вместо реформации. 1.

Читаю книгу Владимира Пастухова "Реставрация вместо реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию". Решил выписывать всё самое важное и ценное из его работы.

"Русские правители всегда были детьми своего жестокого века. И почти все они, за редчайшим исключением, стремились к тому, чтобы век этот длился бесконечно. Так что ничего принципиально нового в современной России, чего-то такого, чего не было в России старой, не происходит.

Если бы завтра весь правящий класс России исчез, испарился, улетучился в небытие (как об этом многие мечтают), то это мало что поменяло бы в жизни русского народа. Через какое-то время народ «отрастил» бы себе точно такую же алчную и коррумпированную власть, которую он имеет на протяжении многих веков своей истории, не исключая и сегодняшний день.

Русская деспотия растёт, как борода на свежевыбритом лице — чем больше стригут, тем гуще вьётся. Но и не стричь нельзя. Потому что время от времени Россия зарастает коррупцией так, что глаз нe видно. Тогда приходит кровавый цирюльник, который делает в России революцию
".

"Все самые грандиозные русские революции были на самом деле культурными революциями. То место, которое в европейской истории занимают социальные конфликты, в русской истории отведено столкновению культур, войне «менталитетов». Именно поэтому русские революции, как правило, происходят неожиданно для стороннего наблюдателя — им не предшествуют ни ужасающий голод, ни всеобщая разруха. Всё это, напротив, появляется уже после революции.

В основе русских революций лежат оскорблённое достоинство, нетерпимость и ненависть различных культурных классов друг к другу. Революционный энтузиазм в России не только не сопряжён напрямую с экономическими интересами, но зачастую и прямо противоречит им. Революции в России делаются в пользу «третьих лиц». Революцией здесь занимаются не те, кому плохо, а те, кому хорошо, но кто приходит к убеждению, что дальше так жить нельзя
".

"В силу традиционной слабости российского гражданского общества, привыкшего жить в «кармане» у власти, словно недоношенный кенгурёнок, никакой другой силы, которая могла бы инициировать и обеспечить эту культурную революцию, кроме государства, сегодня нет. Власть является и главным объектом преобразований, и основным его инструментом. Должна ли русская власть сама выбить у себя из-под ног табуретку — вот в чем вопрос?"

"К сожалению, пока вместо реформации власть предлагает обществу реставрацию. Она не меняет, а укрепляет те культурные основания, которые двадцать лет назад уже привели страну на грань катастрофы.

Не надо быть пророком, чтобы увидеть в новой России все черты старого советского прошлого и предсказать ей советское же будущее. Рано или поздно поколение «восьмидесятников» добьёт окончательно ту курьёзную копию «советской власти», игрушечную империю, которую с такой любовью и тщанием создаёт сегодня поколение их родителей. Вопрос, опять-таки, только в цене, которую придётся за это заплатить.
"

"Вообще больше всего русская власть похожа на птицу Феникс. Сколько бы ее ни сжигали, она чудесным образом возрождается из пепла, меняя только свой «окрас»: с чёрного с золотом на оглушительно красный, с красного на экзотический «триколор». Но по сути — это всё та же птица...

Вот и расставание с СССР оказалось недолгим. Пережив очередное «превращение», русская власть восстановилась внешне почти во всех своих до боли знакомых исторических деталях. Волей-неволей приходится констатировать преемственность русской политики. Те, кто полагал, что русскую политическую традицию можно сломать одним напряжением воли, оказались посрамлены."


"Российская революция есть прежде всего культурная революция. Политическую историю России формирует борьба не социальных, а культурных классов.

Разрывы постепенности в историческом развитии выражены поэтому в русской истории более рельефно, чем в истории многих других народов. Смена эпох в России выглядит как полный разрыв со своим культурным прошлым. Из революций русские выходят «нерусскими», другим народом. И только позже оказывается, что они, как никто другой, умеют оставаться самими собой
."

"Не Пётр, сын царя Алексея, изменил Русь. Напротив, когда он взошел на трон, перед ним уже лежала другая Россия, где господствовала новая, двуликая, как Янус, культура".

"Русскому обществу с государством всегда плохо, а без государства невозможно. В этом была его историческая трагедия."

"В первые десятилетия Империи не могло быть и речи о том, что рядом с властью в обществе образуется какая-нибудь иная социальная, политическая или духовная сила. Кроме всего прочего, поначалу власть вбирала в себя почти весь образованный класс российского общества, и потому иногда казалось, что они тождественны между собой.

Н. А. Бердяев пишет по этому поводу: «Пётр противопоставил друг другу две культуры — традиционную русскую и западноевропейскую, причём они довольно четко разделились по разным уровням общественной иерархии...
Понадобились десятилетия, чтобы европейская культура шире распространилась в русском обществе и космополитический облик высших сословий перестал вызывать неприязнь» — (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. И).
"

"Со временем «образованный класс» стал шире, чем государство. И почти сразу же возникло, если так можно выразиться, «диссидентство». Его представляли, естественно, выходцы из аристократических слоёв. Это был еще не новый культурный класс, но уже его предтеча.

Происходило нечто вроде удвоения идеологии. Наряду с официальными появились и неофициальные взгляды на народ, политику, экономику, а также опальные идеологи: Новиков, Щербатов, Радищев. Началось непосредственное оформление того специфического культурного класса, который впоследствии был назван российской интеллигенцией.
"

"Интеллигенция оказалась эмбрионом новой государственности, выношенным в утробе старой государственности."

"Октябрьскую революцию...  подготовил и осуществил особый, не экономический, а культурный класс. Только в мифологии большевизма он был передовым отрядом пролетариата. В реальности это был авангард российской интеллигенции."

"Столыпинская программа была прямым конкурентом революционных проектов интеллигенции."

"Всё в советской эпохе было промежуточным, половинчатым, незаконченным. Сам «советский человек» оказался переходным культурным типом. И в этом был глубокий исторический смысл. Потому что советская культура была преддверием Нового времени России. Она подготовляла почву для будущего, латала какую-то дыру в историческом развитии.

Что это была за дыра? В России практически отсутствовала почва для буржуазных отношений, хотя бы потому, что в ней не было никогда феодальных отношений, из которых выросло третье сословие в Европе. Вот эту прореху и нужно было закрыть. Пост-фактум советская эпоха должна была решать исторические задачи, которые в рамках западной культуры решались в эпоху феодализма.
"

"Советская эпоха — это компенсатор отсутствовавших в России феодальных отношений, подготовивших европейское Новое время. Именно поэтому советскую эпоху можно обозначить — в зависимости от избранной точки отсчета — и как поздний квазифеодализм, и как ранний квазикапитализм.

Тезис о советской культуре как протокультуре Нового времени на первый взгляд опровергается явной антибуржуазной направленностью Октябрьского переворота. Но на самом деле в ходе большевистской революции уничтожалась мнимобуржуазная культура одной десятой части общества и создавались условия для будущего (отнесенного на несколько столетий в историческом времени) усвоения буржуазной культуры девятью десятыми общества, находившимися в 1917 г. на дофеодальной ступени развития
".

"Россия ещё не взошла в своё Новое время. Поэтому все институты, характерные для европейского Нового времени, находятся в России и других осколках бывшего Советского Союза в эмбриональном состоянии. Ни один процесс, подготовлявший эпоху модерна, не был в России завершён. Здесь так и не произошла полная эмансипация политической власти, государство не приобрело значение всеобщего и, как следствие, не сложилась нация. Может быть, только сегодня этот процесс выходит на финишную прямую."
Tags: историософия
Subscribe

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Кто капнул семя жизни в океан?

    Вот вопрос всех вопросов: что делает живое живым? То есть, почему вообще существует жизнь? Как мы видим на примере других планет Солнечной системы,…

  • О верующих в Природу (2).

    Продолжение. Начало см. в О верующих в Природу. В последнее время, как я вижу, развелось очень много верующих в Природу. В Бога они не веруют, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments