Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Об истоках исправительно-трудовых учреждений.

Автор статьи "От острога до колонии" Силин Александр Анатольевич пишет:

"Неким прообразом мест заключения в Российском государстве можно назвать монастырские подземные тюрьмы. Это были вырытые в земле ямы в три аршина глубиной с каменными краями, засыпанной сверху слоем земли дощатой крышей, оборудованной небольшой дверью, запиравшейся на замок. В земляных тюрьмах в изобилии водились крысы. Для защиты от этих вечно голодных тварей давать что-либо узникам категорически запрещалось. Вообще, в ту далёкую эпоху, государственная власть совершенно не заботилась не то что о безопасности, но даже об элементарном пропитании осуждённых, для которых едва ли не единственным источником средств к существованию являлись пожертвования от частных лиц. Любопытно, что в XVII веке больших успехов в части сбора подаяний на нужды тюремных сидельцев добилась знаменитая боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Как известно, за активное участие в религиозном расколе эта женщина была брошена в земляную тюрьму, где и умерла от голода".

"В отличие от западных стран, где заключённые содержатся в основном в тюрьмах, в России исторически сложилось так, что заключённые отбывают срок в системе лагерей и колоний. Только один человек из 200 в настоящее время отбывает наказание в тюрьме. Сегодня в России 743 исправительно-трудовые колонии и всего 13 тюрем. (СИЗО сюда не относятся)".

Интересно, а как же это так "исторически сложилось"? И какую роль в этом сыграло русское православие?

Тут надо прежде всего вспомнить о так называемой "трудовой аскезе" св. Сергия Радонежского и его учеников.

Георгий Федотов в заключение своего исследования "Святые Древней Руси" отметил: "Господствующая аскеза русских святых - пост и труд...

mosika_901_00001
Св. Сергий Радонежский и сам работал не покладая рук, и братию заставлял работать.

Труд чаще всего встречается в виде телесного труда в тяжёлых монастырских послушаниях ("кто не знает Кирилловские хлебни?") или на огороде, в поле, в расчистке лесной чащи для земледелия. Отсюда, от трудовой аскезы, один шаг до аскезы хозяйственной, объясняющей огромное значение русских (как и западных средневековых) монастырей в системе народного хозяйства. Основатели Соловецкого монастыря, как и св. Филипп, игумен соловецкий, являются для нас покровителями не только земледельческой, но и промышленной технической культуры".

Как всем известно, советская власть с самого начала вступила в непримиримую борьбу с монастырями, объявив их рассадниками "черносотенного мракобесия". Монастыри повсюду закрывались, но одновременно с их закрытием повсюду открывались лагеря принудительных работ. И эти лагеря большевики чаще всего устраивали на территории монастырей, так там уже имеласть готовая производственно-техническая база, наработанная монахами.

Первыми политическими концлагерями, которые возникли на основании предложения Ф. Дзержинского, стали Северные лагеря особого назначения (СЛОН), которые потом стали называться Соловецкими лагерями особого назначения. Располагались они на территории Соловецкого монастыря. На момент закрытия монастыря в нём проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Монахов оставили на острове для “передачи” дел новым хозяевам. Примерно 60 монахов продолжали работать либо своими артелями, либо в бригадах лагерного производства в качестве заведующих многочисленными монастырскими предприятиями: литейным и керамическим заводами, мельницей, рыбным промыслом. Еще в начале 20-х годов, остров имел развитое хозяйство, на которое не пожалели сил некогда жившие здесь монахи. Здесь ловили лучшую рыбу в стране. Хвастались мельницами, лесопильнями, кузницами, гончарными мастерскими.

Работа заключённых
(Источник фото)

Вот так, мелкими, неприметными ручейками, и перетекла "трудовая аскеза" трудников монастырских в подневольный труд заключённых ГУЛАГа. При Сталине миллионы крестьян превратились в советских "трудников".

А как было за границей? Очевидно, примерно так же, как и в России. Специально заниматься этим вопросом нет ни времени, ни сил, однако следует заметить, что именно практика святого покаяния привела в конечном счёте к возникновению современных исправительно-трудовых колоний. Первые заведения такого рода в Европе были основаны католической церковью, а в Соединённых Штатах - квакерами.


Tags: СССР, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments