Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Откуда произошли вериги?

В Тибете французская путешественница Александра Давид-Неэль неоднократно встречала странных голых людей, обвешанных тяжёлыми цепями, старающихся избегать встречи с чужаками. Эти люди достигли совершенства в быстроте своего передвижения. Поэтому, чтобы не взлететь, эти люди специально утяжеляли себя с помощью железа.

Голые люди, обвешанные тяжёлыми цепями... Это напоминает о чём-то до боли знакомом... Ну да, в Московской Руси такими людьми были юродивые Христа ради.

юродивый

Про юродивого Василия Блаженного рассказывают, что он "в лютый мороз и под палящим солнцем ходил обнажённым и босым по московским улицам, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе".


Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского, 1911 г. Вес вериг может достигать десятков килограммов.

Википедия сообщает, что вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Но христианские монахи - вольно или невольно, сознательно или бессознательно - часто являлись продолжателями древних языческих аскетических практик. Например, христианские столпники повторяли практику языческих аскетов [1]. Также пророк Монтан до обращения в Церковь был жрецом-галлом культа Кибелы.

Скорее всего, и вериги "изобрели" не христианские монахи, а древнеязыческие аскеты. На территории христианской "ойкумены" язычество исчезло, но некоторые элементы языческих практик оказались востребованы христианскими подвижниками. И теперь эти элементы кажутся нам исконно христианскими. Это примерно как "римские" цифры. На самом деле никакие они не "римские", а древнеэтрусские. Этруски, разгромленные римлянами, ушли с исторической сцены, как "чудь белоглазая", но римляне "встроили" некоторые элементы разрушенного ими здания культуры в своё культурное строение.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Столп, который построил себе преп. Симеон Столпник, есть, собственно, олицетворение Омфалоса, то есть символ «Центра Мира». Этот каменный столп, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». Бетили могли иметь различные формы, в частности, форму столба; так, Иаков говорит: «Этот камень, который я воздвиг подобно столпу, будет домом Бога». У кельтских народов некоторые, если не все менгиры имели то же значение. Во всех случаях бетиль был «пророческим камнем», «камнем, который говорит», то есть камнем, который вдохновлял оракулов или возле которого вдохновлялись оракулы, благодаря «духовным влияниям», носителем которых он являлся; и пример Омфалоса в Дельфах очень показателен в этом отношении.
На Ближем Востоке «пророческие камни» часто имели форму  фаллоса. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении подобных камней в Сирии: «Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью верёвки, обвязанной вокруг туловища и камня-фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной верёвки, взятой с собой. По ней ему передают всё необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда». Этот человек проводит всё время в молитвах и иногда бьёт в гонг, который издаёт весьма впечатляющие звуки.
Симеон наследовал эту древнюю языческую традицию, переосмыслив её на христианский лад. Вместо языческого недельного столпничества он решил жить на вершине столпа постоянно. Его столп имел в высоту шесть локтей, и св. Симеон простоял на нём несколько лет. После высота столпа была доведена до двадцати локтей, а затем – и до тридцати шести. Так преподобный столпами различной высоты, как по ступенькам лестницы, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождём и палимый зноем, а зимою терпя стужу; пищею его были размоченные в воде сухари, овёс, пшеница, горох и сухие плоды, а питьём – вода. Вокруг его столпа вскоре были устроены две концентрические каменные ограды. Ограды эти были сооружены приходившим народом из сухих камней. Такие ограждённые места назывались мандрами, и так как внутри этой ограждённой территории селились желающие подвизаться под руководством преп. Симеона, то он стал называться архимандритом.
Это разделение учеников преп. Симеона на внутренний и внешний круги напоминает аналогичное разделение учеников Иисуса Христа на 12 ближних апостолов и 72 других учеников, с которыми Он не находился в близких отношениях. По всей видимости, речь здесь должна идти о трёх ступенях посвящения. Столп Симеона символизирует Священную Гору или «Ось Мира». Истина Божественного откровения распространяется сверху вниз, начиная от высшей ступени, которая является её вместилищем, и иерархически распространяясь на другие ступени.
Tags: аскеза
Subscribe

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Пиво в традиции ККК.

    В предыдущей записи говорилось о том, что с традицией колоколовидных кубков (ККК) связан культ употребления пива. Но. Пиво, которое пили носители…

  • Игровые истоки ритуала.

    "По словам жителей Вирадьюри, проживающих на западе Нового Южного Уэльса (Австралия), старейшины всегда советуют своим детям считать свои тени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments