Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Смысл ритуального действа.

В ритуальном действе человек предоставляет себя в распоряжение Богу примерно так же, как хороший актёр не просто исполняет свою роль, но и проникается гением драматурга.

Ну, и при этом гений драматурга "поселяется" (или "подселяется") в душе актёра. После этой роли актёр уже не тот человек, что был прежде. Это похоже на одержимость духами.

После того как в 1979-м Александр Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского, он стал жаловаться близким: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это всё равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера».

Кайдановский "пропитался" «Сталкером» и сам стал как сталкер. Очевидно, и апостол Павел, в своё время, примерно так же "пропитался" Иисусом Христом, после чего заявил: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2:20). Павел стал "одержимым" Духом Христа.

Вероятно, и древние мистерии проводились с тою же целью, чтобы посвящаемые мисты "пропитывались" духом божества. Например великие Элевсинские мистерии продолжались в течение девяти дней! Всё это время участники мистерий непрерывно находились в состоянии драматической игры; они были актёрами, исполнявшими древний миф о Деметре и Персефоне.

Почему дети так любят ролевые игры? Потому что их души как пустые сосуды, ещё ничем не наполнены. А в процессе игры, воображая себя различными персонажами, "входя в образ", они как раз и "проникаются" духом этого образа.

На этот счёт очень хорошо пишет Борис Вышеславцев: "... Воображение обладает бесконечно большей силой, чем люди «воображают», оно обладает магической силой. Это понял Яков Бёме. Для него «воображать» значит вкладывать некоторый образ в субъект и в объект; воображать —- значит изменять нечто в себе и изменять мир вокруг себя. По-немецки: Sich einbilden — «вообразить себе» и «вообразить себя». По–русски этот глагол принимает такую форму: Sich einbilden, воображать себе что–либо — значит непременно вместе с тем преображать себя во что–либо, вкладывать себя во что–либо; ибо живущий в душе образ преображает душу."

Конечно, современное "клиповое" телевидение никак не преображает души; на телеэкране "мельтешат", ежеминутно сменяя друг друга, тысячи и миллионы различных образов. Я много раз наблюдал, как современные маленькие дети читают: они не могут сосредоточиться в одной точке, их глазки "бегают" туда-сюда, потому что они привыкли к "мельтешению" картинок на экране. У них нет навыка концентрации внимания, а без этого навыка чтение для них - каторге подобно. Но ведь испытать "кайф" от чтения можно лишь тогда, когда ты, отстранившись от всего и сконцентрировавшись на чтении, "входишь в образ", "воображаешь себя" в чужой шкуре. И эта шкура, при достаточно сильном воображении, становится и твоей шкурой, - в этом-то и заключается магическая сила воображения.

Интересно отметить, что фильмы Тарковского - очень "медленные" по сравнению с современным телевидением (и особенно медленные по сравнению со многими американскими мультиками для детей, где картинки меняются со скоростью пулемётной очереди, а мультяшные персонажи говорят без остановки и так быстро, словно у них словесный понос). В этом смысле "Сталкер" Тарковского чем-то приближается к античной мистерии: нам предлагается неспеша "въехать" в образ сталкера и совершить вместе с ним воображаемое путешествие в аномальную "Зону". (Кстати, сам   Андрей Тарковский говорил, что в этом фильме он «легально коснулся трансцендентного».) 

Tags: религиоведение
Subscribe

  • Революционер.

    "В Советской России пятиконечная красная звезда, согласно Кибальчичу, впервые была использована на военной форме кронштадтских моряков во главе…

  • Тупой психоанализ.

    "Согласно психоанализу, птица во всех мифологиях символизировала эрекцию, а змея - мужской половой орган", - говорит Ю. М. Бородай в своей…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments