Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О покаянии.

Со времени выхода на экраны фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние" прошло уже 30 лет (Боже мой, как время-то летит!), и с тех пор не прекращаются разговоры о необходимости покаяния русского народа.

Сегодня вот снова прочитал о покаянии у alexander_nv в Сталинизм головного мозга.

Автор правильно говорит, что в 20 веке произошла антропологическая катастрофа с русским народом. Я бы сказал, советские люди оказались "плоскими" людьми, людьми с двумя измерениями (вперёд-назад и вправо-влево). У советских людей атрофировалось третье измерение (вверх-вниз), "духовная вертикаль". А именно эта "вертикаль" и отличает человека от животных. При этом нужно понимать, что люди с тремя измерениями отнюдь не святые. Они, конечно, могут оскотиниться, но они хотя бы понимают, что находятся в скотском положении, и это понимание способно привести к покаянию и связанной с ним "переоценке ценностей". Люди же, находящиеся в двух измерениях, даже и не способны осознать низость своего положения. А раз нет осознания глубины падения, то откуда же, спрашивается, возьмутся силы для покаяния и подъёма?

Тут ещё надо определить, что такое покаяние. Это же "перемена ума", если переводить на русский древнегреческое слово "метанойя".

У нас же почти никто не понимает это слово таким образом. Обычно люди считают, что "покаяться" значит перекреститься и сказать "Господи, помилуй". И всё. А Иоанн Креститель говорил: "сотворите достойный плод покаяния".

В принципе, подлинное покаяние предполагает умерщвление "ветхого человека" и рождение "нового человека". И то, и другое сопряжено с болью. Не бывает безболезненного рождения.

Пойти на этот шаг и человек, и общество могут лишь при крайне стеснённых, "тупиковых" обстоятельствах, когда доходят до полного маразма и идти дальше некуда. Как это у Пушкина:

"Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам!
"

Вот при таких "форсмажорных" обстоятельствах возможно подлинное покаяние, т. е. "перемена ума".

Такие обстоятельства случаются скорее в жизни отдельных людей, чем целых обществ. Поэтому и покаяния бывают на индивидуальном уровне. Поэтому и Христос сказал: "Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, в России или: вот, там, в Америке".

Диоген Лаэртский пишет о Зеноне, что он плыл из Финикии в Пирей с грузом пурпура и потерпел кораблекрушение. Добравшись до Афин, – а было ему уже тридцать лет – он пришёл в книжную лавку и, читая там II книгу Ксенофонтовых "Воспоминаний о Сократе", пришёл в такой восторг, что спросил, где можно найти подобных людей? В это самое время мимо лавки проходил Кратет; продавец показал на него и сказал: "Вот за ним и ступай!" Однако в конце концов он покинул Кратета и в течение двадцати лет учился у двух других вышеназванных наставников; оттого, говорят, он и заявлял: "Вот каким счастливым плаванием обернулось для меня кораблекрушение!"

Это всего лишь один пример "переоценки ценностей", которая явилась следствием "форсмажорных" обстоятельств.

Хотим ли мы подобных "форсмажорных" обстоятельств для русского народа? Никак нет. И никто этого не хочет. Однако никто не застрахован от "кораблекрушений". Время от времени катастрофы случаются...

Интересно, что древнееврейские пророки ругали "богоизбранный народ" и его правителей самыми последними словами, и за это были побиваемы камнями. Но, видно, не было у пророков никаких иных средств подтолкнуть народ к покаянию кроме обвинения его во всех смертных грехах. Ведь не будет же человек каяться, если он мнит себя хорошим во всех отношениях. Покаяние возможно лишь в том случае, если его, как котёнка, ткнуть носом в его же говно. Собственно, этим пророки и занимались. Потому что любили свой народ и желали ему всяческого блага. Потому что знали, что если евреи сами не покаются и не исправятся, их исправит Бог. Как? Ну, у Бога много способов исправления. Мало ли Он устраивал евреям всяких "кораблекрушений", вплоть до Холокоста?


Tags: инициация, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment