Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Наедине с собой.

Иисус Христос 40 суток провёл в пустыне наедине с собой, в посте и молитве...

Иисус в пустыне

49 суток провёл Будда в медитации под деревом Бодхи...

Будда в медитации

Можно ещё привести огромное количество подобных примеров. Любой духовный путь начинается с остановки посреди житейской суеты. Затем человек проходит некий период самоизоляции, во время которого вся житейская муть выпадает в "осадок". Конечно, этот период у всех людей может варьироваться по длительности; тут вовсе не обязательно сразу "брать быка за рога" и тягаться со Христом или Буддой; на первый раз достаточно побыть наедине с собой хотя бы в течение суток.

В психологии это называется "сенсорной депривацией". Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики. Для этой цели строят специальные флоат-капсулы наподобие кокона: замкнутая небольшая камера, свето- и звуконепроницаемая, где человек плавает в густом соляном растворе такой температуры, чтобы он не мог почувствовать разницы между воздухом и водой. Получается нечто похожее на состояние невесомости в абсолютной пустоте.

флоат-кабина

В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы - лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация - верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций - все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.

Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна - это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.

То же касается и сенсорной депривации. Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом у него начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Более того, ему это настолько понравилось, что он стал добровольно погружаться в эти ощущения и фантазии. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа "Путешествие в поисках себя" (Источник).

Да, тут всё зависит от внутреннего мира человека. Если человек внутренно пуст, он может просто сойти с ума от пребывания наедине с этой пустотой. Духовно же богатый человек пройдёт то же испытание с пользой для себя: у него произойдёт одновременно ментальная "очистка", "переоценка ценностей" и "кристаллизация" накопленного опыта.

tariqat в своей записи Практика чёрной комнаты сообщает о различных степенях ментального очищения и растворения сознания, что, в общем, соотносится с алхимической практикой "нигредо".

В обычном состоянии, когда мы воспринимаем мир, сила восприятия и внимания направлены наружу. Задействовано еще множество других ресурсов для обеспечения нашей жизни в окружающем мире, а так же для поддержаня нашего самоотражения, мыслей, ожиданий. В процессе восприятия и взаимиодействия мы получаем обратный отклик мира, подтверждения нашего существования, стимуляцию различных уровней тела и сознания. Всего существует 5 основных каналов, по которым мы воспринимаем мир: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Все они направлены наружу в нашем обычном состоянии. Если по какому-то каналу перестает поступать информация, тогда часть силы перераспределяется по оставшимся четырем, чтобы усилить их, а другая часть возвращается к источнику, в сознание, направляется внутрь.

Самый активный канал, по которому мы получаем больше всего информации - это зрение. На него тратитсяне меньше половины нашей общей силы восприятия. Если его перекрыть, выключить возможность видеть, тогда высвобождается очень много силы. Именно это и происходит в черной комнате, когда зрительный канал искусственно делается практически бесполезным. Эта сила направляется внутрь и возвращается к источнику в сознании, начинает его усиливать изнутри. Это естественный процесс, который идет сам по себе, вне зависмости от того, что мы думаем и как, чего мы хотим, делаем мы что-то или нет. Когда нет зрения - сила, поддерживавшая его, возвращается к истичнику и начинает тормошить спящие уровни сознания, на активацию которых раньше энергии не хватало.

Возникает усиление осознанности и в то же время ум ищет источники зрительных впечатлений на более тонких планах, что может раскрыть видение в более полном объеме, внутренний свет. И все это происходит само собой. Но чтобы практика была эффективной, необходимо все-таки определенное намерение: не просто сидеть в темноте, но намереваться достичь нового уровня осознания. Пусть неизвестно, в чем он заключается, этот уровень, но мы сидим в темноте именно ради этого. Правильная мотивация поможет. Но это должно быть именно намерение, а не желание, основанное на представлениях.

Еще важный момент заключается в том, что когда свет не попадает не только в глаза но и на кожу, увеличивается выработка меланина, который активизирует шишковидную железу, что способствует активизации аджны чакры (третьего глаза). Таким образом, черная комната даёт гораздо более сильный эффект, чем просто повязка на глазах.
Существует реальная опасность сойти с ума на определенном этапе. Но если мотивация правильная, барьер безумия можно пройти и шагнуть дальше осознанно и адекватно. Главное не отождествляться с тем, что распадается, боится. Истинное я неуничтожимо и от таких взаимодействий причастность к нему только усиливается. Главное держать правильный вектор.

Если брать чисто естественные процессы, идущие во время практик в черной комнате, их можно примерно разделить на несколько этапов для человека, который первый раз в эту комнату попал. Это очень условно, и может быть сжато в один день или растянуто на недели, но порядок приблизительно такой:

1) Первые сутки человек почти все время спит. В отсутствие многих привычных раздражителей происходит глубокое расслабление и отдых.

2) На вторые сутки начнает давать себя знать сенсорный голод, ум начинает пытаться компенсировать недостаток внешней информации активной работой мысли. Возникает много разных мыслей, беспорядочный внутрений диалог. Все, что подпитывалось внешними действиями в нас, начинает рассыпаться.

3) На третьи сутки наиболее поверхностный слой ума очищается, начинают появляться яркие видения, гораздо более глубокие чем привычные мысли и картины. Актвизируются, далеко запрятанные желания и страхи. Все это порождает различные картины и переживания, навязчивые беспокойства. Может возникнуть эмоциональная нестабильность, когда человека кидает от блаженства и радости к депрессии и страху. В памяти могут начать всплывать очень далекие события и ситуации, которые как нам казалось мы давно забыли. Происходит их переосознание, переоценка, освобождение от лишних связей, растворение информационных блоков. Возможны более плотные контакты с тонким миром. Это длится несколько дней.

4) Примерно на 7-е сутки происходит погружение в более глубокие состояния, которые становится все сложнее соотнести с нашим обыденным опытом. Сама основа нашей личности начинает меняться, что может выглядеть так, как будто тьма пожирает нас. Что-то уходит, растворяется. То, что мы считали собой. Может проявиться память о прошлых воплощениях или какие-то знания, которые к нам напрямую не имеют отношения. Ум считывает из тонкого мира хаотическую информацию, основанную на наших резонансах и скрытых мотивациях.

5) Примерно на 12-е сутки возникает ощущение надвгающейся смерти или безумия, которое волнами накатывает и исчезает, сменяясь глубоким покоем и осознанностью. Разрушается наша отождествленность с личностью.

6) Примерно на 17-е сутки происходит качественное изменение самосознания. Идет разотождествление с личностью и созерцание природы ума, которая есть пустота. Возникает осознание себя пустотой, которая не нуждается ни в смысле, ни в объяснениях, ни в личности. Все это лишь следствия ее сущевствования.

7)Далее идут различные состояния, связанные с осознанием своей глубинной природы вне привычных описаний. И еще множество странных, и не всегда приятных состояний.

2. Зачем это нужно.
Черная комната создает уникальные условия, в которых гораздо лучше идут многие духовные практики. Но даже без дополнительных практик просто нахождение в черной комнате с определенной мотивацией может многое изменить. Как минимум - поможет переоценить свой опыт, очиститься от всего лишнего наносного, реально не нужного. Ну и максимум не ограничен, поскольку могут быть открыты такие возможности осознания своей природы, которые даже сложно себе предстваить в привычном состоянии.

Tags: аскеза, инициация
Subscribe

  • Докинз бредит.

    Этот бред сивой кобылы ещё похлеще будет, нежели россказни Дробышевского о том, что " ЧЕЛОВЕК ЭТО И ЕСТЬ 🐵 ОБЕЗЬЯНА". Здесь проводится…

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Где "я"?

    Покажи 15-летнему пареньку, каким он станет в 55, а тем более - в 65 или 75 лет, и он обрыгается от отвращения. И точно так же мерзок и отвратителен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments