Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Немного о хаттах.

В продолжение записи Немного о хеттах.

maximus101 в Музей Анатолийских цивилизаций. Хатты выложил много изображений артефактов древней до-индоевропейской матриархальной культуры хаттов.

maximus101 пишет: "Экспозиция Музея Анатолийских цивилизаций в Анкаре посвященная хаттам - племенам севера Малой Азии, чья культура достигла своего расцвета 2500 - 2000 гг. до н.э. Позднее их территория и они сами были поглощены хеттами, создавшими огромную империю. Предполагается, что сами хатты вошли в состав многонациональной империи хеттов. Собственно, свое имя хетты получили именно от хаттов.

Бронзовый бык хаттов из Аладжа-Хююка, 3 тыс. до н.э.



Большинство хаттских артефактов было найдено в царских гробницах города Аладжа-Хююка, гробницы датируются 2,5-2 тыс. до н.э. Как правило, это бронзовые и золотые вещи, хаттской керамики в музее выставлено очень мало.

Бронзовый церемониальный штандарт. Возможно это изображение солнечного диска. Аладжа-Хююк.


(Чем-то это мне напоминает лунный месяц. Большой "гриб", а на нём растут ещё семь маленьких "грибочков", и каждый из маленьких "грибочков" разделён на четыре "дольки". 7 х 4 = 28 дней лунного месяца ltraditionalist)

Бронзовый бык - хаттский церемониальный штандарт. Аладжа-Хююк.


Стоящая богиня из Хасаноглана, 3 тыс. до н.э. Золото, электрум.


От 3 тыс. до н.э. из Анатолии дошли преимущественно только женские изображения, что свидетельствует о существовании матриархата у хаттов. Со времен Чатал-Хююка (6 тыс. до н.э.) здесь мало что изменилось - главное почитаемое божество у хаттов видимо Богиня Мать. Далее эта традиция будет продолжаться - у хеттов солнечная богиня города Аринна возможно также была верховным божеством, у фригийцев на эту роль претендовала Богиня Ма или Кибела и т.д.

По стилистике изображений видно, что искусство хаттов еще не получило воздействия из Месопотамии, где в 3 тыс. до н.э. уже существовали развитые традиции реалистичных изображений людей и животных. Также здесь еще не появились патриархальные месопотамские религиозные культы, поэтому мы видим только анатолийскую Богиню Мать в разных видах.
Возможно, что священным хеттским городом Аринна и был хаттский Аладжа-Хююк.



Женщина с ребенком из Хорозтепе, 3 тыс. до н.э. Бронза.


Ни одного мужского изображения хаттов в музее нет.
(А многочисленные изображения бычков?! Рогатый ведь был возлюбленным-супругом Великой Матери. ltraditionalist)

Очередной хаттский бронзовый бычок.


Эти две женские фигуры из бронзы похожи на древние глиняные прототипы из Чатал-Хююка.


(На мой взгляд, есть некоторое сходство с японскими женскими статуэтками догу периода Дзёмон

японские женские фигурки догу периода дзёмон

ltraditionalist).

Золотые свастики из гробниц Аладжа-Хююка.


(ltraditionalist :Кстати, никакими ариями там ещё и не пахло; значит, свастика, как символ, древнее ариев и происходит, скорее всего, от более раннего змеиного орнамента, о чём я писал в Спираль и свастика).

Ожерелье с крестом из Аладжа-Хююка.


Золотая посуда хаттов с изображением свастики. Аладжа-Хююк.


И немного из комментов к посту:

ranmarou: Очень интересные экспонаты!
А матриархат - это реально историчная штука? Просто в википедии врут, что матриархат скорее гипотетическая, чем реальная модель общества.

maximus101: Смотря что называть матриархатом, если, например, наследование имущества идет исключительно по женской линии - это матриархат или нет? Или наличие полиандрии, когда у одной женщины несколько мужей? Или когда высшая власть в гос-ве принадлежит женщине? В данном случае можно констатировать в Анатолии наличие превосходства женских божеств, исходя из находок исключительно женских изображений, плюс, письменных свидетельств об очень высокой роли женщин в обществе хеттов, там власть царицы практически не уступала власти царя.

ranmarou: Ну, в моём понимании матриархат - когда власть в семье и обществе в руках женщин. Как зеркальная противоположность патриархату. И мне почему-то кажется, что в этом смысле матриархат исторически не существовал. А то, что Вы пишите наверное какие-то элементы возможной равной роли женщин в обществе, хотя тоже не факт. Культ плодородия с центральным женским божеством не исключает патриархального уклада общества.

maximus101: Зеркальной противоположности быть не может из-за как раз разницы функций, женщина слабее, поэтому ее власть будет говорить о существенном крене общественных отношений в ее сторону. Ведь власть мужчины естественней, поэтому даже равноправие между мужчиной и женщиной будет свидетельствовать в ее пользу, если она как-то добилась этого. С другой стороны, женщины объективно выполняют больше функций - они могут делать все, что делает мужчина (пусть в меньшем объеме), но они могут и рожать, чего мужчина не может делать совсем.

На самом деле примеров абсолютного почитания только женского начала у нас сейчас нет, поэтому говорить о патриархальности в подобном обществе не вполне корректно, так как мы просто не знаем, как было дело раньше, когда такое почитание могло быть, ведь не было в Чатал-Хююке мужских божеств, таких изображений нет, письменных источников тоже нет, археологических свидетельств, что мужчины имели статус больше чем женщины нет, например, нет каких-то особых мужских погребений. Тогда на основании каких фактов мы будем допускать патриархальность в Чатал-Хююке?
У хеттов наследование власти шло по женской линии, это зафиксировано в источниках, царица, фактически, была соправительницей, а не просто выполняла функции жены.


Tags: матриархат
Subscribe

  • "Русский бог".

    Я не про одноимённое стихотворение Петра Андреевича Вяземского. Я про другое. У нас, в России, христианство ведь отличается от христианства…

  • О водном крещении.

    Прочитал у архимадрита Феогноста Пушкова, он же достопочтенный abbatus_mozdok - "о наболевшем": " Сколько всего было сказано об…

  • Размывание святости.

    Просмотрел Список канонизированных русских князей и княгинь. Довольно-таки длинный список. Где-то посередине списка находится Иоанн Калита,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment