Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Система "двойного царствования".

В продолжение заметки Шахматный матриархат.

Очень интересная система власти сложилась в древнем Хазарском каганате. У хазар имелся "бек", который  переводится на арабский язык как "малик", т. е. царь. Он возглавлял правительство при номинальном хане (кагане), который всё время находился во дворце и показывался народу лишь раз в год. Хазары поклонялись кагану, но иудеи-"византийцы", согласно Гумилёву, захватившие все контрольные посты в каганате, держали его почти что в заточении, отрезанным от своего народа. А ибн-Фадлан сообщает, что по истечении срока правления его вообще казнили и заменяли новым [1]. Государственными делами, в том числе и военными, занимался бек, обладавший реальной властью. В этом сходятся и арабские источники, и современные историки: последние обычно характеризуют хазарскую систему правления как "двойное царствование", где каган представлял сакральную, а бек - светскую власть. А. Кёстлер сравнил двойное царствование у хазар с системой правления, существовавшей в Японии до 1867 года: светская власть была сосредоточена в руках сёгуна, а микадо являлся объектом поклонения как воплощение божества (Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. - Спб., 2001, с. 55).

Ещё более занятную аналогию предложил Кассель: он сравнил хазарскую систему правления с ... шахматами. На шахматной доске двойное царствование олицетворяется королём (каган) и ферзём (бек). Король находится в изоляции, охраняемый слугами, имеет мало власти и может совершать только одношаговые ходы. Ферзь, в противоположность ему, высупает самой могущественной фигурой, доминирующей на игровом поле. Тем не менее утрата ферзя не означает конец игры, тогда как падение короля символизирует окончательный разгром, завершение партии.

Тут интересно сопоставить описание кагана русов, оставленное арабским путешественником Ахмедом ибн-Фадланом:

"Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причём находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным. Он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить некую потребность, то удовлетворит её в таз, а если он захочет поехать верхом, то он подведёт свою лошадь к ложу таким образом, что сядет на неё верхом с него, а если [он захочет] сойти [с лошади], то он подведёт свою лошадь настолько [близко], чтобы сойти со своей лошади на него. И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных".

Здесь, очень интересны два последних предложения. Царь русов у ибн-Фадлана практически идентичен по поведению священному кагану хазар: "он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетается [с девушками], пьёт и предаётся развлечениям", в то время как его "заместитель" (у хазар - бек) командует войсками, нападает на врагов и вообще правит поданными.

Тут не будет лишним вспомнить и пушкинскую "Сказку о золотом петушке". Там звездочёт-скопец предлагает царю Додону петушка, который кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!» Там как раз и Шамаханская царица, которую царь захотел "поиметь". Ага, лежать, ничего не делать, и всё и всех "иметь". Это прям вековечная мечта всех царей.

царь Додон

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Если это правда, то в Хазарии, похоже, были возрождены обряды чёрной магии, существовавшие в древности у многих "государственных" народов, когда обожествляемый правитель символизировал собой всё государство, а при наступлении старости или болезни умерщвлялся, чтоб одновременно с ним и государство не ослабело. Причём в Африке индикатором его немощи и необходимости замены обычно служила неспособность правителя удовлетворять своих жён. Тот же критерий был принят и в древнем Вавилоне - здесь царь был обязан каждый Новый год подтверждать свою дееспособность и право на власть, поднявшись по ступенькам на вершину зиккурата, где располагался храм, и совершить там ритуальный половой акт с "невестой бога" (Подробнее см.: Культура Вавилона (6)). Хотя подобные обычаи в Хазарии представляются и маловероятными, но полностью исключить их нельзя - ведь здесь жили и переселенцы из Вавилона, среди которых были наверно и каббалисты, которым не чужды знания древней магии.

Flag Counter
Tags: Древняя Русь
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment