Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Кому открывается мудрость?

В продолжение записей: В Ирландии древней поэт больше чем поэт и Чудеса концентрации (5).
.
Бог О́дин одноглаз — оди́н свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости.



Одно это уже указывает, что мудрость "абы как" и "кому попало" не открывается. За "просто так"

Постижение Истины может быть приравнено к обретению Чаши Грааля; и как поиск Грааля требует от человека напряжения всех его сил, посвящения всей своей жизни, самопожертвования, точно так же происходит и обретение истины.

Интересно, каким глазом пожертвовал Один - правым или левым? Обычно считается, что Один пожертвовал своим правым глазом [1]. Ну, допустим. Рассмотрим, как "правое" и "левое" соотносятся с "добром" и "злом".

Архаическая мифология назвала правый глаз "солнцем", а левый - "луной", то есть как бы поделив лицо и всё тело на "дневную" и "ночную" половины. Лунный свет есть свет смерти: от этого во многих культурах сохранилось негативное отношение к левшам. Отсюда же встаёт и портрет так называемой "лукавой улыбки": рот некоторым образом - лукаво - изогнут, а один глаз прищурен. Какой именно? Конечно, правый, "солнечный": лукавая улыбка сощуривает его, приглушая его свет, давая ход свету левого глаза - свету лунному, обманному и мёртвому.

Значит, если Один видел одним только левым глазом, его, в соответствии с разделением на "право-доброе" и "лево-злое", можно однозначно причислить к чёрным магам. Ну да, Один был шаманом, колдуном. Но был ли он зловредным колдуном?

Тут ещё необходимо принять во внимание, что вообще любой творческий человек чувствует себя в позиции "ведуна". Поясню, что я имею в виду. В человеческом обществе давным-давно сложилось расхожее представление, что ведьмаки и ведьмы живут где-то на самом "отшибе" деревни, у самого леса, что они нелюдимы и ни с кем не общаются, днём спят, а ночью бдят, и т. п. Но ведь и творческий гений тредует от своего носителя-человека уединения (вспомним хотя бы знаменитую "Болдинскую осень"). Когда творческому гению не дают покоя, он поступает, как в комиксе Херлуфа Бидструпа:

Юморист

Все ему мешаются - и ребёнок, жена, и собака... Никого зрить-видеть не хочет, пока не "родит" свой шедевр.

С "ведьмаком" творческого человека связывает и то, что он чувствует себя "не таким, как все". Довольно часто у творческих людей наблюдаются симптомы, которые можно сравнить с "шаманской болезнью". Они гораздо более чувствительны и "тонкокожи", чем обыкновенные люди. В них есть какая-то таинственная дисгармония, душевный разлад наподобие шизофрении. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжёлый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций. Список знаменитых творческих личностей, страдающих психическими заболеваниями, можно продолжить до бесконечности.

Интересно, что Каспар Хаузер, отличавшийся в первое время чрезвычайной чувствительностью и подчиняемостью оккультным влияниям, имел лицо, "левая часть которого поразительно непохожа была на правую. Она была как-то искривлена и изуродована; по ней быстро, словно молнии, проносились резкие подёргивания. В этих подёргиваниях заметное участие принимала левая часть тела, особенно плечо и рука. Стоило вызвать чем-нибудь его любопытство, как эти подёргивания учащались; кончались они обыкновенно каким-то столбняком" (цит. по: Фреймарк Г. Оккультизм и сексуальность. - М., 1994, с. 28).

Аналогичные процессы, хотя и в более слабой степени, можно наблюдать и в явлениях медиумизма. Обыкновенно это сопровождается болезненным ощущением в левой части груди, сильными подёргиваниями левой части рта и левой руки, и - тогда демон начинает возвещать свои истины. В то же время правая часть тела загорается протестом, правая рука производит всевозможные жестикуляции, словом, начинается работа в левой части мозга. Она, в буквальном смысле слова, вступает в борьбу с правой частью мозга, то есть с левой половиной тела.

Наверно, таким был и Сократ [2], которого оракул назвал "мудрейшим из людей".

Сократ и его демон

В заключение хочется привести слова ап. Павла: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом".

Очевидно, это универсальный закон: для жизни биологической потребны наиболее красивые и здоровые особи обоих полов, которые ищут друга, совокупляются и оставляют после себя потомство на Земле; для жизни же духовной потребны особи противоположных качеств, с осложнениями в половой сфере. Здесь невольно вспоминается мнение Вильгельма Флисса, который утверждает, что все левши кроют в половой организации своей какую-то аномалию; он заходит ещё далее, говоря, что все они гомосексуальны.

Тут мы снова возвращаемся к левому глазу, к медиумизму и подёргиваниям левой части рта и левой руки, к неврозу и "шаманской болезни", к "творческим мукам" и демону уродливого Сократа. Мудрость - сверхъестественна, и поэтому она "вливается" в мир сей сверхъестественным же способом (иной раз это выглядит даже противоестественным). Видимо, отсюда все эти уродства и юродства [3].

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Вообще-то информации о том, какой именно глаз отдал Один, отсутствует и в Старшей, и в Младшей Эддах. Все сегодняшние дискуссии и доводы на эту тему - не более чем догадки. Например, некоторые отталкиваются от версии, что пожертвовав глаз, Один "отключил" левое полушарие мозга, отвечающее за логику и анализ, активизировав таким образом правое полушарие, отвечающее за творческие способности (приличествующие шаману). Поскольку глаза соответственно полушариям расположены ровно наоборот, выходит, что глаз был отдан именно правый.

[2] Внешность Сократа сложно назвать привлекательной. Скорее он был некрасив. Невысокого роста, со вздёрнутым носом, толстыми губами и шишковидным лбом, лысый, он напоминал комическую театральную маску.

[3] Ср. слова ап. Павла: "Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне".
Tags: ведовство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments