Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Мифология "бездны".

На религиозном сайте ЛГБТ (даже не знаю, как это расшифровывается) я обратил своё внимание на статью «Дух носился над бездной» (По материалам Believe Out Loud от 14 июля 2017 года). Конечно, тут бросается в глаза феминистическая ангажированность, но в целом материал интересный, дающий пищу для размышлений.

Книга Бытия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»

Слово «бездна» на иврите — техом, «бездна бездн». Но не только — это ещё и слово, родственное слову «Тиамат» — имени вавилонской Богини творения. Из бездны начинается мир. Бог создаёт из техом. Земля воплощается из Тиамат. Танцующая Богиня Вавилона синкретически переплетается с историей творения, настолько важной для христиан и иудеев. Это может быть страшно, или прекрасно, или — как и хаотическое тело Тиамат — и страшно, и прекрасно одновременно.

Я заинтересовалась этой богиней, путешествуя по Ближнему Востоку. Там я видела барельефы с ее танцующим телом: глазами, наполненные гневом; руки, простёртые для защиты её детей; змеи-целительницы, падающие из складок юбки; широкое тело, которое раскалывается, чтобы земля, и жизнь, и всё творение могло возникнуть, могло быть. Эта картина преследовала меня.

Потом я прочла книгу Кэтрин Келлер (Catherine Keller) «Лицо Бездны: богословие воплощения«. В ней деконструируется ужас этой истории, а на его месте конструируется гибельной красоты Тиамат/Техом.

Моя интерпретация и выбор художественных средств во многом основаны на этой книге.

Вавилонский миф и Библия

Келлер рассказывает о том, что в вавилонском мифе творения — Энума Элиш — Тиамат представлена как вечно яростный морской монстр, мать, которую убьёт собственный ребёнок — Мардук, великий воин. До того как воинственный миф демонизировал Тиамат, её считали матерью всего человечества, всего создания, родительницей мира.

Келлер задаётся вопросом о том, как религия нашла способ демонизировать богиню и всё ещё считать её родительницей всего сущего. История творения в Энума Элиш вкратце такая.

Тиамат и её партнёр, Апсу, создают детей. Апсу кажется, что дети слишком шумные, и он не может отдыхать. Он хочет уничтожить детей, чтобы поспать. Тиамат злится (и правильно делает, добавит женщина с опытом материнства). Апсу призывает второе поколение на помощь.

Тиамат злится настолько, что начинает рожать монстров.

Мардук, её сын, становится великим воином, который убьёт Тиамат. Он создаёт злой ветер и выпускает его на неё. Поскольку её рот открыт в крике, она глотает ветер, он наполняет её живот в пародии на беременность. Когда она широко открывает рот, Мардук выпускает стрелу ей между губ, и стрела разрывает Тиамат напополам. Из её тела Мардук создаёт космос.

Та, кто родила их всех, становится мученицей ради их существования. Из её тела появляется всё, что есть. Эта история переворачивает с ног на голову концепцию творения из ничего.

В этом мифе многое похоже на нарратив Библии. Пустынная и безвидная земля может отсылать к растерзанному телу Тиамат. Некоторые утверждают, что Дух Божий — точнее, «ветер от Бога» — который носился над бездной, и есть ветер, который использовал Мардук. Но Келлер также напоминает, что Дух Божий еврейской Библии никогда не является злой сущностью. Это нечто, дающее жизнь, доброе и феминное.

И Тиамат, и техом — слова женского рода, обозначающие феминное. И руах — то, что переводится как Дух Божий — тоже.

Келлер утверждает, что воплощение Тиамат как техом еврейской Библии — искусная пародия на вавилонский миф о творении из хаоса. Её мысль лучше изложить развёрнуто:

В размышлениях о Тиамат мы можем найти подсказки для толкования, которое позволит ей жить: ей, первоначальному творению, в котором буйствуют её дети, где новое даётся высокой ценой; тело, которое убили и которому заткнули рот, чтобы новому порядку не приходилось доказывать своё право на существование? Такое толкование техом, основанное на памяти о мёртвой богине, которой никто не поклоняется, говорит о том, что воды хаоса не всегда были мирными. Тексты о творении начинают описывать вселенную, полную болезненного шума. Такое толкование научит нас тому, что беспорядок нельзя устранить без убийства — хотя у этого состояния и есть свои побочные эффекты. Если мы будем читать начало Библии как пародию на вавилонский миф о творении, мы восстановим в правах Тиамат-примирительницу и обличим воина — архетип, который занял ее место в авраамических традициях.

Tags: матриархат, мифология
Subscribe

  • Birds of Paradise.

    Роспись стен гробницы наследного номарха Менат-Хуфу — Хнумхотепа II. Некрополь Бени-Хасан. XII династия Среднего царства Древнего Египта.…

  • Как делаются музыкальные клипы?

    Есть такие машинки для изготовления музыкальных клипов. Типа мясорубки. Засыпаешь туда немного слов, добавляешь какой-нибудь самый примитивный ритм и…

  • Элвис Пресли и Виктор Цой.

    Есть у них нечто общее в манере исполнения.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments