Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Четырёхрукая богиня Средней Азии.

Оригинал взят у mazayka_urza в Четырёхрукая богиня Средней Азии.



ХОРЕЗМ или СОГД, VI-VIII вв.jpg




В Прикамье (Пермская область) сделаны случайные находки серебряных чаш, родом из Средней Азии. На некоторых серебряных чашах, которые Толстов В.П. относит к Хорезму (что спорно, поскольку Толстов не приводит для этого неопровержимых доказательств), у изображённой на них богини отмечается интересная особенность – она черырёхрука.


Изображения на серебряных чашах

Верхняя пара рук богини держит символы солнца и луны, а нижняя – скипетр и чашу. Восседает четырёхрукая богиня обычно на хищнике из семейства кошачьих – льве или барсе (типичный символ Переднеазиатской Великой Богини).

Толстов приходит к выводу, что «Богиня в короне с символами солнца и луны, попирающая льва или леопарда – самый популярный образ в хорезмийском пантеоне». Он говорит, что это божество - всё та же Анахита, прошедшая путь синкретизации с индобуддисткими божествами.

Рисунок3.png
Оттиски на комьях глины, которые доказывают факт бытования культа четырехрукой Богини в Хорезме (Тешик-Кала, 7-8 вв. н.э., то есть современники Пенджикентским и Хотанским росписям)

Головной убор богини башнеобразный, который имеется у эллинистических богинь, покровительниц городов, берущих своё начало от известной статуи Тихе Антиохии, у ног которой изображён бог реки Оронт.



В местной версии, у богини между зубцами на венце помещён лунный серп с тремя кружками в центре или имеет большую схожесть с калафом. Это обычный головной убор кушанских божеств.

Дальнейшие работы археологов выяснили, что культ четырёхрукой синкретической Анахиты-Наны был распространён – от Пенджикента в Согде до Хотана в Синьцзяне.

Четырёхрукая богиня появляется в сцене «оплакивания» в росписях Пенджикента и в настенных росписях храма.

antioch_tyche_vatican3.jpg

Те же символы Луна-Солнце и зверообразный престол. Во всех росписях голова богини повреждена, поэтому определить убор или венец, который её венчает, невозможно. От плеч поднимаются языки пламени. Одежда схожая – длинное драпированное платье.

"Сцена оплакивания"


На этой росписи из Пенджикента появление богини с четырьмя руками в группе с двумя другими женскими персонажами загадочно. Подобную сцену толкуют и как манихейский погребальный обряд и сцену погребения Сиявуша.

Эта сцена заставляет предположить существование древнего мифологического пласта с легендами круга Анахиты-Наны. Иллюстрацией которых и является «сцена оплакивания». Отрывок, приведённый Хенингом, - «… и было там кровопролитие, терзали лица, резали уши. Нан(а)-госпожа, сопровождаемая женщинами, шла к мосту. Они разбивали сосуды, громко вопили, стонали, резали лица, рвали волосы и бросались на землю», - возможно, отголосок этого древнего предания.

Приведённые выше данные предполагают думать, что Нана – богиня покровительница города, Великая мать, в 5-8 веке почиталась в Пенджикенте (совр. Согдийская область Таджикистана) в этой ипостаси – четырёхрукой богини на хищной кошке.

Однако есть некоторые нюансы связи с этой Пенджикентской богиней.

antioch_tyche_vatican3.jpg

Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что зверообразный престол под богиней на самом деле представлен не кошачьим хищником, он скорее драконообразный (у левого плеча богини видна морда Дракончика с раскрытой пастью).

Этот образ чудовища позволяет рассматривать божество или одно из его функций в связи с другим памятником культовой иконографии Пенджикента, открытом также во втором храме, с глиняной рельефной панелью на стенах. На панели изображён водный поток, на поверхности которого выступают различные фигуры фантастических существ. Особо выразительным является голова чудовища, сходство которого с головой чудовища, на котором сидит четырёхрукое божество, не вызывает сомнения.




Это существо типа индийского чудовищного морского дракона Макара, олицетворяющего водную стихию и служащий атрибутом водных божеств. Что, возможно, указывает, что перед нами представлено божество, олицетворяющее реку Зеравшан, которую почитали в Пенджикенте.

Аналоги этим изображениям обнаружены в Хадде (Афганистан), где найдено изображение богини, у ног которой находятся существа со змеиными телами, олицетворяющие местные реки. Б.Роуленд уводил их к эллинистической традиции изображать богинь, покровительниц города, которая восходит к статуе Тихе Антиохии, у чьих ног изображено божество реки Оронт.

Так мы имеем уже два различных иконографических изображения четырёхруких богинь, которые, возможно, даже изображали разных персонажей.

Такая разнообразная иконография согдийских и хорезмийских культов VI-VIII вв. находит гораздо больше аналогий за пределами Средней Азии, чем в ранних местных памятниках.

Вот, кстати, монеты из Пенджикентского городища Панча, где есть надпись – Панча Нано-госпожа, где Нана-Анахита изображена на льве.

терр. статуэтка 2-1 вв до н.э. из Дома металлистов в Гяур-тепе.png


Многочисленные среднеазиатские терракоты древних веков и первых веков нашей эры не имеют ничего общего с иконографией монументального искусства VI-VIII вв., которая близка к иконографии терракот раннего средневековья.

Если пытаться уловить в этих позднейших редакциях и толкованиях образ нашей среднеазиатской четырёхрукой богини, то его прототип нужно искать в самых глубоких и древних пластах народных верований Центральной Азии, охвативших собой, по-видимому, в большей или меньшей степени все культы, религии и суеверия, возникавшие и отмиравшие в этих странах.

Сам образ Наны-Анахиты, в котором слились и древнейшие местные боги, и индийские и греко-римские, очень сложен. Он прошёл долгий путь развития, прежде чем предстал перед нами как богиня-охранительница города и общины, покровительствующая плодородию, дарующая победу, которую чтили в Согде, Усрушане и Хорезме.
Нана – неиранское имя местной Среднеазиатской богини. Это имя до сих пор можно встретить в языках таджиков «матушка».




m19.jpg

Образ четырехрукой богини, который можно найти в Центральной Азии в Хотане (Синьцзян).

четырехрукая богиня из хотана.jpg

Богиня из коллекции иконок, писанных на деревянных дощечках, хранящихся в отделе Зарубежного Востока Эрмитажа

Нижнюю правую руку она держит перед грудью, но её жест или предмет, который, быть может, в ней находится, неопределимы, так как на этом месте доски выбоина. Нижняя левая рука упирается в бедро. Верхняя пара рук, согнутых в локтях, держит на уровне головы божества два желтоватых диска, на левом можно различить расходящиеся от центра лучи.

Важное отличие - нет зверообразного престола, который типичен для богинь Средней Азии – четырёхруких и обычных двухруких.

четырехрукая богиня из хотана.jpg

Различные типы четыехрукой богини Средней и Центральной Азии

Четырёхрукая синкретическая богиня почиталась в паре с мужским божеством, который тоже нередко выступал в виде четырёхрукого создания.

В Средней Азии этот образ, несомненно, связан с возросшим в 7-8 веках индийским (шиваитским) влиянием (Кушано-эфталитская эпоха). Наличие Шиваитских культов в Кушанском государстве засвидетельствовано монетами, выпускавшимися царями этой династии. Согдийцы, кстати, шиваистами и индуистами не были. На всех изображениях этой эпохи Шива изображён трехликим и четырёхруким.

четырехрукая богиня из хотана.jpg

Одно лицо мужское, другое лицо - женское, третье – демоническое.

Он держит в верхней паре рук символы Солнца и луны, в то время как ранние изображения Шивы одноголовы.

belenizky-marshak-1976-04.jpg

фрагмент стенной росписи

на северной стене 8-го помещения VI объекта Пянджикента.


Сильно повреждённая роспись изображает человека с синим телом, перед ней несколько хорошо одетых женщин с дарами. Не Шива ли, исполняющий свой танец? Хотя, для Средней Азии изображения Шивы Натараджи или Шивы Тандавы не характерны.

Хотанские четырёхрукие мужские персонажи.
belenizky-marshak-1976-04.jpg


Итак, мы имеем три места бытования этого образа - Хорезм (отпечатки на глине и спорно – серебряные чаши), Согд (росписи Пенджикента), Синьцзян (дощечки из Хотана).

Если в Согде и Хорезме был образ, который можно было связать с культом синкретического божества Анахиты-Наны, который наложился на крайне древний местный культ божества земли, то в Хотане всё немного запутаннее.

Китайские источники о религии Хотана говорят следующее.

- «почитают злого земного духа и буддийский закон» (китайские династийные хроники)

- «Следуют буддийскому закону. Поклоняются злому земному духу» (этот же источник о религиях Самарканда)

- «в резиденции есть храм предкам, в котором приносят жертвы в шестой луне. Прочие владетели помогают в жертвоприношении. Поклоняются (также) Будде.» (Бейши о Самарканде)

- «В Осрушане (Цао) чтут нечестивый храм. Обряды весьма блистательны» (Бейши)

- «Обожают духа Дэси, которому поклоняются во всех владениях от западного (Каспийского) моря на восток. Он представлен в виде золотого истукана в 15 футов в объёме с соразмерной вышиною.» (Суйши о религии Осрушаны)

«Земной дух», о котором говорят источники – это, несомненно, древнее хтоническое божество небуддистского происхождения или божество, имеющее отношение к культу предков.

Сведения тибетских и китайских источников сообщают о происхождении царской династии этого оазиса от бога Вайшраваны. Культ этого бога действительно был очень популярен в Хотане, не меньшей популярностью пользовался культ его супруги – богини Харити. Культы этой супружеской пары - это позднейшее приспособление к индийско-кушанскому пантеону. Тибетские источники говорят о существовании в Хотане культа богов покровителей оазиса — Вайшраваны и богини Шримахадеви (имя само по себе приложимое к любой богине), каждому из которых был построен храм.

Неоднократные упоминания о вере в «злого земного духа», распространённой, по-видимому, на всей территории Центральной и Средней Азии, в сопоставлении со столь же вездесущей четой четырёхруких божеств, приводит к мысли, что здесь скрывается какой-то чрезвычайно древний культ божеств, соединяющих грозные демонические черты с чертами покровителей плодородия и богатства, который оказал влияние на развитие «чёрной веры» - религии Бон.


Скорее всего, я так думаю, мы здесь имеем дело с матриархальным наследием маргианской цивилизации (http://ltraditionalist.livejournal.com/1037400.html), которая, в свою очередь, являлась крайним северным оплотом матриархальной индо-хараппской цивилизации.



- Н. В. Дьяконова Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. (Культура и искусство народов Востока, 6). Л.: 1961.

- А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак Черты мировоззрения согдийцев VII-VIII вв. в искусстве Пенджикента. // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: 1976.

- Дьяконова Н.В., Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде. СА 1967 № 1

- А.М. Беленицкий. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. // М.: Искусство. 1973.

- Султанова Д. Н. Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии [Текст] / Д. Н. Султанова // Молодой ученый. — 2013. — №12





Tags: матриархат
Subscribe

  • Священник = пророк.

    Источник картинки. Как писал о. Александр Мень, «доисторические мистики» были предтечами носителей свободного религиозного…

  • ???

    Племена гуанчей на Канарских островах возглавлялись вождями (на Тенерифе — менсей). В древнегреческой мифологии сохранилось имя первого царя…

  • Эволюция ab ovo.

    " Та искра Адама (ас), которая была вложена Творцом, она непосредственно связана с языком. Язык и Святой Дух теснейшим образом коррелируют,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments