Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Персефоны" с Киклад.

Оригинал взят у mazayka_urza в Персефона с Киклад.




Кикладский идол. Мрамор. 2700 — 2300 гг. до н. э. Национальный музей, Афины.



Самыми известными находками археологов на Кикладских островах стали мраморные статуэтки, очень необычного для своего времени стиля.


Мраморные идолы канонического типа. Вариант Спедос.


Мраморные идолы типа Лурос. Наксос.


Мраморные идолы фазы Пластирас.


Период Керос-Сирос


Мраморные идолы канонического - постканонического типа, вариант Халандриани

Очень современный вид, на мой взгляд, имеют эти статуэтки, словно бы их создатели придерживались минималистического стиля.
Касательно их предназначения, большинство учёных пришло к выводу, что это идолы-талисманы.

Подобные идолы сопровождают почти каждого умершего в его могиле. Причём в основном это именно женщины, мужские фигурки крайне редки. На белом мраморе статуэток есть следы краски. Так что в тот момент, когда этих сюрреалистичных красавиц клали в могилу к покойному, их тельца были красными.
Но кто они? Спутницы, игрушки, психопомпы, заменители человеческой жертвы?
Во всём мире тогда господствовали полные дамы, что нашло свое отражение в скульптуре. Но кикладские скульпторы отдавали предпочтение столь абстрактному, почти андрогинному женскому существу!
Кто-то говорит, что всё дело во вкусах древних кикладцев, мол, не любили они буйные женские формы, а, подобно современным Кутюрье, предпочитали гаминную красоту.
Но если вспомнить аналогии из других культур и эпох, то можно всё же придти к выводу, что, таким образом, просто-напросто изобразили молоденьких девушек, цветочные бутоны едва начавшие раскрываться. Ведь на Кикладах как и везде существовали статуэтки типичных для своего времени пышных красавиц. К примеру - очень "сочная", "фигуристая" кикладская женщина.



Обращает на себя внимание поза большинства идолов – запрокинутая головка, вытянутые носочки. Девушка как бы стоит «на цыпочках», то есть стоять такой идольчик не мог. И его использовали в специальных заупокойных ритуалах, захоранивая его лёжа, рядом с умершим.




Из-за этого учёные предположили, что это некое божество, которое могло почитаться островитянами. Возможно, оно было похожу на богиню Кору-Персефону древних греков, которая была богиней царства мёртвых Аида и часто помогала духам умерших людей в их загробном существовании.
На некоторых статуэтках сохранились следы повреждений и даже починки, и исследователи делают вывод о том, что при и жизни владельцев они служили им в качестве оберегов или вотивных предметов.
Идея заупокойной статуэтки не была новшеством кикладцев. Такие «Персефоны» встречаются в других культурах в разное время.


Женские алебастровые статуэтки с инкрустированными глазками и битумными шапками из погребения самарской культуры в Телль эс-Савване (V тысячелетие до н.э.).

Эти битумные шапочки, кстати, очень похожи на те, которые «носят» некоторые кикладские идолы.


Такие статуэтки из терракоты были обнаружены в погребениях Алтындепе (Бронзовый век, Средняя Азия)
Они там были в двух вариантах – стоячем и сидячем.



Сидящая богиня – это своего рода богиня праматерь, покровительница народа, возможно небесная богиня. Статуэтки богини в сидячем положении найдены в погребальных камерах, что указывает на связь её с культом предков. Вместе с ними были обнаружены печати с астральной системой символов – крест, летящая птица, звезда, полумесяц. Они напоминают статуэтки, бытовавшие в те времена, когда тучная богиня сидит скрестив или вытянув ноги.


7-е тысячелетие до нашей эры - Сирия.


Мраморный идол. Салиагос - тип. наксос 5300-4300 гг

В стоячем положении найдены в захоронении женщины, вместе с печатью, где изображено трёхглавое хтоническое чудовище, возможно подчёркивая негативный аспект богини, связь с миром смерти.


У Неё не так сильно обозначены груди.
Возможно, что мы имеем с двумя видами разных богинь или, как любят говорить современные викканки, двумя ликами одной богини – богиней-матерью (той, что сидит), схожей с Деметрой, и богиней-Девой (той, что стоит), подобной Персефоне.


Маргианские статуэтки, кстати, тоже были окрашены в красный цвет.
tmpBAA0N.jpg


P.S. Фотки кикладских идолов честно украдены с форума Новый Геродот, а рисунки статуэток из Алтындепе из статьи "Женские терракотовые статуэтки с Алтындепе", Березкин Ю.Е. (Краткие сообщения Ордена трудового красного знамени института археологии выпуск 167, 1981 год. Археология Сибири, Средней Азии и Кавказа).




Мне думается, что эти "персефоны", на самом деле, являлись "вместилищами" и "хранилищами" душ человеческих. В древности существовало представление, что человек оставляет частицы своей души на всём, к чему он прикасается. Вот и носил с собою человек такую "персефону", "пропитывая" её фибрами своей души. Скорее всего, такие куклы использовались в магии (например, лечебной), как второе "я" человека. А при смерти любимого мужа скобящая жена укладывала рядом с покойным свою душу-"персефону". Типа, "не бойся, я с тобой", половина моей души тоже умирает, и это залог того, что мы не расстанемся там, "в краю наползающей тьмы, за гранью смертельного круга", "мы - звёздная память друг друга".
Tags: душа, матриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments