Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

К вопросу о времени появления человека.

Помнится, я рассорился с  hyperboreus в споре о происхождении человека. Я настаивал на том, что история человечества составляет примерно 40 000 лет (таков примерный возраст самых древних наскальных и пещерных росписей), а он доказывал мне, что человек появился гораздо раньше.

Тут, конечно, всё упирается в терминологию: кого считать человеком? Перефразируя один всем известный эпизод из "Двенадцати стульев",



можно сказать: "кому и обезьяна - человек".

Я считаю, что нет человека без культуры, а культуры нет без языка. Значит, появление языка равнозначно появлению человека.

И я не один так считаю. Вот что говорит на сей счёт гениальный учёный Юрий Кнорозов:

Юрий Кнорозов

"... По общему мнению исследователей, языки появились в начале верхнего палеолита [1]. Опровергнуть это общее мнение невозможно, если придерживаться фактов. Помимо многочисленных аргумен­тов, представленных археологами (в первую очередь переход на производство орудий для изготовления орудий, что, несомненно, требовало адекватной сигнализации) и антропологии (становление органов артикуляции), можно отметить синхронное появление пиктографии. Сюжетные графические записи решительно невоз­можны при сигнализации, употребляемой в объединениях млеко­питающих, в том числе антропоидов. <...>

Появление человеческих языков в начале верхнего палеолита теоретически означает возможность сохранения устной традиции только с этого времени. Как отмечено выше, графическая („пись­менная”) традиция в виде сюжетной пиктографии восходит к этому же времени.

Возникает, однако, вопрос, насколько языки палеолита отлича­лись от современных и были ли они в состоянии обеспечить пере­дачу устной традиции. В одной из предыдущих статей приводились аргументы в пользу того, что сигнализация высшего типа (челове­ческий язык) появилась и могла появиться только скачкообразно, сразу с громадной избыточностью, способной обеспечить не только ближайшие нужды (из-за которых она и появилась), но и дальней­шие, непредвиденные цели. Например, легенда о падении извест­ного аризонского метеорита свидетельствует о сохранении устной традиции в течение 25 тыс. лет, хотя падение метеорита никак не было связано с весьма суровой жизнью палеолитических охотни­ков. По-видимому, этногонические и исторические легенды впол­не могли (по свойствам языка) сохранить точные факты начиная с верхнего палеолита. Тем самым легенды приобретают характер источника первостепенной важности".

Источник

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад).

Tags: антропология
Subscribe

  • О парадоксальности сновидений.

    С одной стороны, сновидения всегда с элементами небывальщины и "сумасшедшинки", - так в реальной жизни не бывает. Но, с другой стороны, во…

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • Сон и смерть.

    "Акшани ибн Ябир - по мнению лютнистов из Анатолии, некоторое время это имя носил шайтан <...> Ему приписывают два изречения: 1) смерть -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • О парадоксальности сновидений.

    С одной стороны, сновидения всегда с элементами небывальщины и "сумасшедшинки", - так в реальной жизни не бывает. Но, с другой стороны, во…

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • Сон и смерть.

    "Акшани ибн Ябир - по мнению лютнистов из Анатолии, некоторое время это имя носил шайтан <...> Ему приписывают два изречения: 1) смерть -…