Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

К вопросу об истоках современной моды (2).

Недавно в статье К вопросу об истоках современной моды я задавался вопросом: откуда вообще берётся мода? "Как так получается, что тенденции повторяются в коллекциях разных дизайнеров — они что, заранее договариваются? А если бы не было всех этих домов моды и многочисленных производителей одежды, то моды тоже не было бы, и все ходили бы одинаковые?", - спрашивает автор статьи "История развития моды: как появилась мода?" И отвечает: "Моду никто не выдумывает <...> Для производителей одежды, обуви, аксессуаров мода является ветром, наполняющим паруса индустрии моды. О паруснике нельзя сказать, что он создаёт ветер, но двигается он при помощи этого ветра <...> Дизайнеры и производители одежды всего лишь используют уже существующие в обществе тенденции <...> Если то, что предлагают дизайнеры, не найдёт отклика у потребителей, то производитель понесёт убытки вплоть до разорения. Так что все дизайнеры стараются минимизировать риски и большую часть коллекции делать с таким расчётом, чтобы угадать спрос. И тут мы вплотную подходим к вопросу, а откуда берутся ожидания публики? Существуют разные социальные факторы, формирующие модные течения. Влияние моды в самом общем плане можно описать словами «образ жизни людей и их актуальные потребности». Иными словами, это мы с вами формируем моду, сами того не осознавая. Формируем своей жизнью - тем, куда мы ходим, где работаем, с кем общаемся, как развлекаемся, кого боготворим или ненавидим, о чём говорим, какие фильмы и передачи смотрим, что читаем, на каких форумах сидим и что обсуждаем. Во всей этой бурлящей среде можно уловить популярные важные темы, они и ложатся в основу новой моды. Самые острые тенденции рождаются не в мастерских дизайнеров и не на подиумах. Так, Мэри Куант как-то увидела, в чем девушки с рабочих окраин Лондона ходят на танцы, и «придумала» мини-юбку."

Значит, никто специально не формирует моду, она сама рождается из "духа времени". И не только мода на одежду. Моды на одежду являются частным элементом более обширных и глубоких мод в культуре, описанных Мирчей Элиаде в его исследовании "Оккультизм, колдовство и моды в культуре".

Но здесь опять же возникает вопрос: а откуда же берётся этот "дух времени"? И почему он всегда действует разрушительным образом на Традицию и все традиционные формы? Из-за этого воздействия многие отождествляют этот дух с духом сатаны.

Интересно, что основоположником всей современной науки является французский философ Декарт, и Франция же долгое время являлась "законодательницей мод".

При этом Декарт сам в значительной мере находился под влиянием общего духа времени, представлявшего мир в виде гигантского часового механизма. Находясь в Париже, он интересовался различными механическими диковинными фигурами, выставленными в королевских парках на обозрение публики. Рассказывают, что много часов он провёл, опробуя механические фигуры-сюрпризы. Когда на искусно спрятанную площадку рядом с такой фигурой наступал человек, давление веса тела передавалось по трубам на гидравлические усилители, в свою очередь приводившие в движение все эти разнообразные механические фигуры, заставляя их танцевать и издавать разнообразные звуки.
Рассматривая природу тела, Декарт напрямую апеллировал к механико-гидравлической модели. По его мнению, возбуждение передаётся по нервам, как жидкость по трубам, а мускулы и сухожилия подобны двигателю и пружинам. Все движения такого механического тела не произвольны, а вызываются какими-то внешними причинами. По наблюдению Декарта, значительная часть движений человеческого тела происходит без какого-либо участия сознания. Именно из подобных наблюдений вырастает его понятие undulatio reflexa - движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли, поэтому Декарта часто называют автором учения о рефлексе.
Позиция Декарта вписывается в рамки более общего движения, рассматривающего поведение человека как детерминированный, предсказуемый процесс. Все движения или действия механического тела можно предсказать заранее, если известны побуждающие стимулы (Источник: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.).

Ну вот, отсюда уже естественным образом "вытекают" собаки Павлова с условными и безусловными рефлексами и вообще вся современная психиатрия и медицина. А начиналось всё с популярного аттракциона в парижском парке. Может, всё так и происходит в жизни - сказанное кем-то передаётся "по трубам на гидравлические усилители, в свою очередь приводящие в движение все разнообразные фигуры культуры и политики". Помните популярную телепередачу "Куклы"?

"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся..." (Ф. Тютчев)

Да, но кто же всё-таки тот невидимый "актор" [1], который внушает одним строить популярные аттракционы, а других "тянет за язык", так что действия одних и слова других формируют этот пресловутый "дух времени"? Государства сами подчиняются этому духу, так что они не могут его "продюсировать". Учёные следуют за модами в культуре. Дизайнеры одежды ходят по злачным местам, чтобы уловить этот дух.

Тут интересно выслушать, что на сей счёт говорит гений Николая Васильевича Гоголя. Дмитрий Мережковский в своём исследовании "Гоголь и чёрт" намекает на то, что инициатором всех мод является чёрт. По собственному признанию Гоголя, в обоих величайших произведениях его -- в "Ревизоре" и "Мертвых душах" -- картины русского провинциального города 20-х годов имеют, кроме явного, некоторый тайный смысл, вечный и всемирный, но "прообразующий", или, как мы теперь сказали бы, символический, ибо символ и значит "прообразована": среди "безделья", пустоты, пошлости мира человеческого не человек, а сам черт, "отец лжи", в образе Хлестакова или Чичикова, плетет свою вечную, всемирную "сплетню". "Я совершенно убедился в том, что сплетня плетется чёртом, а не человеком,-- пишет Гоголь в частном письме по поводу частного дела.-- Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово "ревизор"?). Это слово пойдет гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетется сама собою история, без ведома всех. Настоящего автора ее безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь... Не обвиняйте никого... Помните, что все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле... Трудно, трудно жить нам, забывающим всякую минуту, что будет наши действия ревизовать Тот, Кого ничем не подкупишь". (Письмо к N. F. из Москвы от 6 декабря 1849.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других, например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе.
Tags: культурология
Subscribe

  • Докинз бредит.

    Этот бред сивой кобылы ещё похлеще будет, нежели россказни Дробышевского о том, что " ЧЕЛОВЕК ЭТО И ЕСТЬ 🐵 ОБЕЗЬЯНА". Здесь проводится…

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Где "я"?

    Покажи 15-летнему пареньку, каким он станет в 55, а тем более - в 65 или 75 лет, и он обрыгается от отвращения. И точно так же мерзок и отвратителен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments