Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

О мазохизме.

Где-то я давно уже прочитал такой шутливый афоризм: "Некоторые люди подобны нулям; для того, чтобы они что-то значили, им необходимо, чтобы впереди них стояли единицы".

Не в этой ли "пустоте" кроется причина мазохизма? Человек-"ноль" естественно тянется к человеку-"единице", так как вместе с ним он чувствует себя "десяткой". А при расставании с ним он снова остаётся наедине со своей "пустотой". Он не знает, как себя занять, чем наполнить свою жизнь, ему смертельно скучно наедине с собой.

Эстер Менакер (1953), одна из первых среди аналитиков, описала, что истоки природы мазохизма лежат в проблемах неразрешенной зависимости и в страхе остаться в одиночестве. “Пожалуйста, не оставляйте меня; в ваше отсутствие я нанесу себе вред”. Это заявление составляет суть многих мазохистических сообщений – как это было в примере с дочерью моего коллеги, которая собиралась разрушить все свои игрушки (Berliner, 1958). В прекрасном исследовательском проекте по изучению психологии сильно и неоднократно избиваемых женщин, от которых персонал прибежищ буквально “рвал на себе волосы”, потому что они вновь возвращались к партнёрам, которые были недалеки от того, чтобы убить их, моя бывшая студентка Анна Расмуссен (1988) показала: эти подвергающиеся серьёзной опасности люди боятся быть оставленными гораздо больше, чем боли или даже смерти. Она отмечает: “Разлучаясь с теми, кто их избивает, исследуемые личности впадают в такое острое глубокое отчаяние, что становятся жертвой Большой Депрессии и едва могут функционировать… Многие не могут есть, спать и взаимодействовать с другими. Одна из них говорит: “Когда мы врозь, я не знаю, как вставать по утрам… Моё тело забывает, как есть, каждый кусок пищи – камень в моём желудке”. Пучина, в которую они опускаются, пребывая в одиночестве, несравнима с дистрессом, который они переживали, когда находились со своими истязателями” (Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика").

В связи с этим припоминается фильм "Слуга" с Олегом Борисовым в главной роли.

Слуга

Андрей Андреевич Гудионов (О. Борисов), некий чиновник, начальник областного масштаба, случайно встречается с Павлом Клюевым, который только что демобилизовался и ищет место в жизни. Гудионову приглянулся смышлёный парень, бывший десантник, и он берёт его себе в личные водители. Подчинённый преданно служит и терпит весьма странный характер господина. Проходят годы, и хозяин облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену и даже назначив дирижёром хора.

Гудионов получает повышение по службе, и его переводят в центр. Проходит много лет. Клюев полагает, что его начальник скончался, но остаётся верен ему и не мыслит существования без хозяина. Неожиданно они снова встречаются. Оказывается, что Гудионов теперь никто и звать его никак. Он теперь не начальник, а что-то типа "бомжа". Но Клюев по природе своей - "слуга", и он готов служить Гудионову даже "просто так". Он привозит его к себе домой, ухаживает за ним, выполняет все его приказания. Когда его жена ставит вопрос "ребром" - или я , или он, - Клюев бросает жену ради своего хозяина-господина.

Лермонтов, устами Печорина, сказал загадочную фразу: "Из двух друзей всегда один раб другого". По-моему, эта фраза становится понятной после просмотра фильма "Слуга", и эту же фразу можно поставить эпиграфом к фильму.

Возникает вопрос: а насколько вообще распространён моральный мазохизм в человеческих отношениях? Думается, очень часто.

482267_original

Отсюда, кстати, и культ вождей всякого рода. Историки давно подметили этот любопытный феномен: культ гения римских императоров не навязывался Риским государством покорённым народам; он сам возник в восточных провинциях Империи. Народные массы сами гнули свои шеи, прежде чем кто-либо собирался их гнуть. Вот на этом-то сексуально-мазохистском фундаменте и покоится власть кесарей: как же не сесть на шею народу, если он сам коленопреклонённо просит об этом?
Tags: социология
Subscribe

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments