Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Свистопляска, Соловей Разбойник и русские гладиаторы.

Небольщой отрывок из статьи В. А. Коршункова "Поп, скоморох, колдун, печник: обладатели сакрального статуса в традиционной культуре Русского Севера ".

В городе Вятке вплоть до начала ХХ в. в четвёртую субботу после Пасхи справлялся очень интересный древний праздник Свистопляска (позднее название – Свистунья). Он начинался поутру с панихиды по убиенным, а потом продолжался разгульным весельем – со свистеньем в дудки-свистульки, кулачными боями и потешными потасовками, скатыванием по склону оврага глиняных шаров и непременной ярмаркой. Судя по названию, некогда при этом бывали и буйные пляски 20.

Поразительно, что это архаичное действо, уходящее корнями в языческую древность, так долго удерживалось! Причём не в селе и не в маленьком городке, а в губернском городе.

Как было доказано ещё Д.К. Зелениным, Свистопляска более всего общего имеет с Семиком 21. Семик, то есть седьмой четверг после Пасхи, на Русском Севере отмечался обрядовым поминовением умерших, причём это поминовение тоже бывало разгульным. Кое-где в России поминовение совершалось на той же седьмой неделе, только через два дня, в субботу – это так называемая Троицкая суббота. В древнерусской литературе неоднократно упоминаются русалии – этим словом обычно называли обрядовые народные увеселения на Троицкой неделе. Русалии в одном из азбуковников определяются как «игры скоморошские». Между прочим, справлявшие русалии люди были ряжеными: они возлагали на лица «скураты» (то есть маски) 22. В Стоглаве говорится, что скоморохи «бесовскими своими играми» смущают и прельщают православных «в те времена коли родителей поминают» (гл. 41, вопр. 23). А в другом месте Стоглава сказано определеннее: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (то есть в местах погребения – В.К.) и плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи, и гудцы и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сатанинския пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники» (гл. 40, вопр. 23). Само это сделанное в XVI в. описание семицко-троицкого поминания покойных весьма схоже с обычаями вятской Свистопляски. Кстати, Свистопляска начиналась именно там, где некогда была божедомка – место погребения умерших «не своей» смертью 23 (с этим местом стала связываться распространённая в вятско-пермских землях легенда о каком-то давнем сражении, павшие в котором и были, дескать, там погребены).

Если в XVI в. участие скоморохов в подобном поминовении было достаточно распространённым, то у нас есть все основания полагать, что и при Свистопляске не обходилось без них.

Та часть вятского кремля, где издавна справлялась Свистопляска, по крайней мере с XVII в. называлось Веселухой 24. Как известно, скоморохов часто именовали другими словами, указывающими на скоморошье ремесло, в том числе и словом «веселой». Судя по дозорной книге Хлынова за 1615 г. и писцовой книге за 1628 г., в городе жили скоморохи Миронко Веселой, Фтюря Веселой, Ивашко Веселой, Агафонко Веселой 25. Похоже, что эти и другие «веселые» и разворачивали буйное скоморошье веселье вслед за панихидой в день Свистопляски.

Свистопляска, как и прочие старинные календарные обряды, некогда была в глазах людей празднеством важным. Смех в такой ситуации бывал необходим, ведь это ритуальный смех. И смехачи-скоморохи с этой точки зрения – люди необходимые. Панихиду в начале праздника проводили священники, а потом они уступали место иным профессионалам, чьё деятельное участие представлялось народу ничуть не менее значимым. И вообще примечательно, что, несмотря на недовольство властей и на преследования, скоморохи, как и ряженые, действовали на Руси с незапамятных языческих времён в течение многих и многих веков. Да и случавшиеся гонения на скоморохов, судя по всему, не были столь свирепыми, как можно было бы думать.

Вот об этих-то распорядителях и заводилах народных обрядовых действ А.С. Фаминцын писал так: «Понятие о скоморохах, искусниках на все руки, представителях бесовских потех, сатанинских игр, играющих на бесовских музыкальных орудиях, о скоморохах-слугах или исчадиях дьявола, обречённых в будущей жизни на вечный плач и вечные страдания в аду, сближается с понятием о бесовской же силе колдовства, чарования, знахарства» 26. Скоморохи считались знахарями, способными вылечить человека. Их называли волхвами. Они могли исполнять на свадьбе роль приглашённого колдуна, охранявшего участников торжества от порчи 27.

                                           zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

Тут возникают два вопроса:

1. А не связана ли как-то эта Свистопляска с мифическим Соловьём Разбойником? С одной стороны - свистенье в дудки-свистульки, а с другой стороны - буйные пляски и кулачные бои...

2. Известно, что древнеримские гладиаторские бои "вышли" из практики языческих погребальных тризн, во время которых иногда происходили поединки подвыпивших мужиков. И Семик, связанный со Свистуньей, тоже был обрядовым поминовением умерших, на котором имели место быть кулачные бои. А кулачные бои, как мы знаем, иной раз заканчивались и смертями. В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Так может быть русская Свистунья и была аналогом древнеримских гладиаторских боёв? Просто римляне стали культивировать эти бои на амфитеатрах, делали их зрелищными, а у славян они так и остались в своей первоначальной, "диковатой" форме.

Д.Гаген. Кулачный бой. 1839


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
20. Богуславская И.Я. О вятской Свистопляске // Сов. этнография. 1988. № 2. С. 90—94 (см. также эту же статью в другом издании: Богуславская И.Я. О вятской «Свистопляске» // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья: Межвуз. сб. ст. / Отв. ред. К.М. Климов.— Ижевск, 1995. С. 83—90); Коршунков В.А. Свистопляска // Энциклопедия Земли Вятской: В 10 т.— Киров, 1998. Т. 8: Этнография, фольклор / Сост. В.А. Поздеев. С. 341—362; Амосова С.Н. Пятницкая церковь в Вятке и праздник Свистопляски: Опыт исследования архаических черт культа св. Параскевы-Пятницы // Традиционная культура. 2001. № 2. С. 85—89.

21. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки.— М., 1995. С. 134—135.

22. Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 86—87.

23. Амосова С.Н. Место погребения заложных покойников в г. Вятке (этноархеологический аспект) // Материалы XXXIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции / Гл. ред. Р.Д. Голдина.— Ижевск, 2001. С. 122—123.

24. Тинский А.Г. Вятская мозаика.— Киров, 1994. С. 41—42.

25. Иванова А.А. Указ. соч. С. 63—64.

26. Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 121.

27. Там же. С. 121—124.
Tags: язычество
Subscribe

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • Письмена с того света.

    Пришло лето, и снова стали появляться по ночам таинственные круги на полях (crop circles)... Я обратил внимание на форму вот этого…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment