Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Божественный ужас.

В предыдущей записи, говоря о Зевсе, я упомянул его многочисленные связи с земными женщинами, от которых рождались герои. Спускаясь с Олимпа на землю, он принимал различные образы. То бычком прикинется, то лебедем, а к прекрасной Данае проник даже в виде золотого дождя.

Даная
Художник Александр Сигов

А почему Зевс не являлся женщинам в своём подлинном обличии? Мне думается, все эти "маски-шоу" оттого, что подлинный облик бога ужасен и вид его невыносим для человеческого сердца и ума. Сразу вспоминается пророк Моисей, попросивший разрешения Бога взглянуть на Него. На что Господь ответил: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33,20).

Припоминается и самый священный символ иудейской религии - ковчег завета. Василий Розанов пишет: "Да, этот странный занавес, замыкавший одно отделение от соседнего, - не стена, не решётка, - занавес цветной и нарядный, наконец - со складками, как бы со сборками, - и куда так страшно запрещено было входить, куда единожды в год входивший не вносил света, не мог иметь при себе свечи или факела, что было бы так естественно, чтобы не наткнуться и чтобы сделать там что нужно, - он в высшей степени напоминает просто сборчатую цветную юбку, подол, "края которого", конечно, "никто не поднимает" (цит. по: Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М., 1990, с. 246-247).

Покрывала скинии
Покрывала Скинии (Реконструкция).

Святое святых иудаизма, место "присутствия" Бога, - в кромешной тьме. Отчего это? Не оттого ли, чтобы единожды в год входивший туда первосвященник не упал замертво от ужаса? Как упал "хвилософ" Хома Брут в часовне при отпевании ведьмы-панночки, когда открыл свои глаза и посмотрел на него Вий.

Что Бог радикально отличается от всего, что свойственно человеку, то легко понять, представив себе всю картину страданий живых существ в этом мире. Мы, люди, часто инстинктивно одеваем на себя "розовые очки", чтобы не замечать реальность такой, какая она есть на самом деле. Многие люди отказываются смотреть новости по телевидению, чтобы сохранить своё психическое здоровье. Хотя эти новости "прилизанные", из них убраны все шокирующие кадры. Но, как известно, Бог - всеведущий, и поэтому Он видит и знает всё "неприлизанное". И если бы у Бога было человеческое сердце, то оно разорвалось бы и при созерцании одной миллионной части страданий, которыми наполнена жизнь на земле. Он бы сошёл с ума, "рехнулся", от ниагарского водопада преступлений и криков беспомощных жертв. Значит, одно из двух: либо у Бога нет ни ума, ни совести (по человеческим меркам), либо его ум и совесть радикально отличаются от человеческих. Есть ещё вариант, что Бог вообще никак не воспринимает земную реальность (например, согласно Эпикуру, боги живут блаженно в междумириях, и им нет никакого дела до людей), но это равносильно признанию того, что Бога нет.

"При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий", - говорит Библия (Быт. 15:12). И в книге Иова то же: " Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне" (4:13-15). Да и в евангелиях (особенно часто в евангелии от Марка) говорится об ужасе, который ощущали ученики Иисуса Христа от Его слов и дел (напр., Мк. 10:24: "ученики ужаснулись от слов Его").

В этом смсле очень характерно и показательно то, что, например, в нашем русском православии доминируют иконы Богоматери с Младенцем Иисусом. Бог в православии такой же deus otiosus, как и в язычестве. Бог - далёкий и непонятный. А вот Богородица Дева Мария - гораздо ближе, роднее, потому что она из "нашенских", сама сполна скорбей испытала. И у меня в спальне тоже икона "Умиление", любимая икона св. Серафима Саровского.

mosika_901_00001

Что может сказать вирус, живущий в человеческом организме, о человеке? - Абсолютно ничего. Вирусу надо "выйти" из человеческого организма и посмотреть на человека со стороны, чтобы получить адекватное представление о человеке. Но этот "выход" означал бы для вируса смерть. Поэтому живой вирус и не может сказать ничего удобовразумительного.

В той же самой позиции относительно Бога находится и человек. Поэтому он вполне естественно пришёл к апофатическому богословию. Божественная Сущность, по словам св. Григория Богослова, - это "Святое Святых, закрываемое и от самих серафимов". Отсюда - "непознаваемость" Бога человеческим умом. Бога с равным успехом можно представить себе и как вечно бурлящее, жизнетворное действие, принимающее бесчисленное множество обликов, и как вечно неподвижное, неизменное бытие. Бог, как говорит Иоанн Эриугена, - "движение стойкое и стояние подвижное". Он, по словам Августина Блаженного, - "простая многосложность и многосложная простота".
Tags: богословие
Subscribe

  • Мечты и реальность.

    С утра услышал по радио слова из песни: "Зачеркнуть бы всю жизнь, Да с начала начать..." И подумалось мне, а как это было бы на самом…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Где "я"?

    Покажи 15-летнему пареньку, каким он станет в 55, а тем более - в 65 или 75 лет, и он обрыгается от отвращения. И точно так же мерзок и отвратителен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments