Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Лабиринт как убежище от нечистой силы.

По китайским понятиям, нечистая сила может передвигаться только по прямой, и уйти от неё можно, меняя всё время направление движения.

Да и не только по китайским. Вот, например, археологи, работающие в легендарном лондонском Тауэре, нашли десятки вырезанных из дерева оберегов, которые должны были отпугивать демонов, сообщает “The Independent”.

Примеры гексафойлов

Колесо в форме так называемого гексафойла, или трискелиона — древних дохристианских символов — было также предназначено для улавливания темных духов: в средние века считалось, что демоны могут двигаться только по прямой, и потому закольцованные геометрические формы, как верили в те времена, способны навсегда запереть духов внутри оберега.

Тут сразу вспоминаются древние лабиринты, выложенные из камней.

Символ классического лабиринта

Очевидно, нечистая сила в нашем мире слепа, как и Вий из одноимённой повести Николая Гоголя. Потому она и двигается только по прямой. Извилистые пути-тропинки для неё непроходимы. Отсюда понятно, почему путь к сакральному месту должен быть извилистым: сакральное место потому и сакрально, что оно чисто, то есть лишено присутствия нечистой силы. От человека, заходящего внутрь лабиринта, отстают нечистые духи; когда же он выходит из лабиринта, они набрасываются на него вновь. В этом смысле представляет интерес одна картинка из этрусского захоронения.

ойнохоя

Тут видно, что всадники покидают лабиринт, где, по-видимому, происходило, некое священнодействие, и позади первого всадника сидит какое-то странное существо. Может быть это и есть тот самый чёрт, который, по всеобщему поверью, сидит за левым плечом у каждого человека. Опять же, возвращаясь к Гоголю, мы видим Вакулу, который приходит к Пацюку с чёртом в мешке за спиной и спрашивает, как ему найти дорогу к чёрту. Пацюк отвечает: "Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту!" А Вакула говорит: "Для того-то я и пришёл к тебе, что кроме тебя, думаю, никто на свете не знает к нему дороги". - "Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами сидит", - сказал Пацюк и засмеялся.

Здесь особенно любопытна застройка современных городов с прямыми, как стрела, улицами и проспектами. В России первый такой город построил Пётр Первый в болотистой дельте реки Невы.

Петербург 1720
Карта Санкт-Петербурга 1720 года.

Все улицы этого города  исключительно прямые, словно специально спроектированные для свободного передвижения по ним нечистой силы. В Москве и других старых русских городах никогда не было таких прямых улиц. Улицы древних городов извилистые, лабиринтообразные. Не случайно главный герой фильма "Бриллиантовая рука", играющий роль контрабандиста, заблудился на узких, петляющих улочках восточного города, а потом ещё и стал призывать чёрта (который, видимо, от него отстал): "Чёрт, побери! Чёрт, побери! Шьёрт побьери!" Конечно, не случайно староверы и Петра Первого "окрестили" антихристом. Люди духовные тонко чувствуют духовные веяния и влияния.

Да и Пушкин тоже это чувствовал. Медный всадник, тяжело стучащий по пустынным улицам Петербурга, - не один ли из четырёх всадников Апокалипсиса? "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвёртою частью земли..." (Откр. 6:8). В пушкинском описании сохранена даже бледность - цвет смерти, - составляющая характернейшую примету апокалиптического всадника:

"И, озарён луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне..."

mosika_901_00001

Вот это и есть злой дух, несущийся по питерским "прошпектам". Ни для кого не секрет, что русская революция 1917 года произошла именно на прямых петроградских улицах, по которым носились "духи революции". Эта революция принесла России неисчислимые беды и страдания.

Блок начинает свою знаменитую поэму "Двенадцать" словами:

"Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всём Божьем свете!"

Ну да, на прямых улицах Питера от пронизывающего ветра негде спрятаться.

Кстати, с этого промозглого питерского ветра начинается и фильм "Собачье сердце".

В природе вообще нет прямых линий. Посмотрите на тропинки, естественным образом протоптанные людьми. Такие же были и улицы всех древних городов. Все древние города были "гонийны", то есть росли из земли естественным образом, никто специально не планировал улицы и площади. Тогда как современные города "ургийны", то есть изначально спланированы в кабинетах архитекторов. И получается, что всё "гонийное" для человека спасительно, а всё "ургийное" - губительно. В "гонийном" можно спрятаться и укрыться, в "ургийном" пространстве человеку нет спасения.

Очевидно, всё "гонийное" связано с производительными силами Матери Земли, а всё "ургийное" связано с творческим началом Демиурга. Жрецы Демиурга - архитекторы - бессознательно планируют "по образу и подобию" того духа, которым они одержимы. Этот дух, безусловно, "мужской", и потому все улицы и проспекты "ургийных" городов стреловидные или, точнее, фаллосообразные. Ну, да, прямота - это самый выразительный признак и фаллоса в положении эрекции, и мужской сущности Демиурга. Тогда как извилистось, спиралевидность - это отражение женской сущности Матери Земли. Куда ребёнку прятаться, как не к Матери? (Кстати, тут приоткрывается и смысл детской игры в "прятки".) Где искать спасения, как не в тайных лабиринтах её подземных ходов? Потому-то вся древняя культура мегалитов буквально пронизана мотивом лабиринта.


спираль 1
Спираль, высеченная на камнях Ньюгрейндж в Ирландии
Tags: Пётр Первый, город, мегалиты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments