Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О хэеках и их контактах с людьми.

Прочитал у magadansky заметку О хэеках и их встречах с людьми.

Люди, увлечённые поиском «снежного человека», не раз отмечали, что в северном фольклоре часто говорится о существах, которые по описанию похожи на «йети», «бигфутов» и т. д.

У эвенов Магаданской области тоже в ходу такие рассказы, в частности у жителей Северо-Эвенского района подобное существо называется «хэек».

Хэеки бывают двух видов – большие и маленькие. Те, которые маленькие - до трёх метров роста, которые большие – до середины деревьев.

Их тело покрыто тонким волосом, но при этом они совсем не похожи на обезьян или «снежных людей» как их изображают в кино.

Место где «тусовались» хэеки, можно узнать по обломанным ветвям деревьев на недоступной человеку высоте.

Рассказывают, что в 80-х годах в Верхнем Парене жила женщина, которую маленькой забрали хэеки. Произошло это в окрестностях Камешков. Похищение видели и другие дети, потом взрослые шли по следу похитителей, но следы внезапно исчезли. Девочку через несколько дней нашли довольно далеко от места пропажи. По словам тех, кто её искал, сама она дойти так далеко не смогла бы. До конца жизни эта женщина почти не говорила и боялась высоких деревьев.

Верхний Парень – корякское село, и похищенная девочка тоже была корячкой. Это значит, что хеэк – не только эвенский фольклорный персонаж, но известен и другим северным народам.

Название хэек происходит от слова «макушка». Его почти никогда не видно целиком – он обычно показывает верхнюю часть головы из-за укрытия, а когда стоит во весь рост, то приходится задирать голову чтобы увидеть его полностью.

Как-то раз люди заметили, как некое существо двигалось по ущелью, при этом было видно только его голову, похожую на человеческую, остальное тело скрывали камни. Его окликнули, но существо ускорило шаг и вскоре пропало из виду. Когда подошли к ущелью, выяснилось, что его глубина было более трех метров, следовательно, рост хэека тоже был не ниже.

Хэеки не едят ни мяса, ни рыбы. Предполагают, что они питаются кореньями, ягодами и другой растительной пищей.

Сходные представления о хэеках есть и у эвенов Якутии, они описаны в работах исследователей.



Среди известных исполнителям легенд наиболее популярны легенды о хэеке. Обычно слово хэек переводят как «снежный человек»; это дикое человекообразное существо, ведущее полузвериный образ жизни. Типичный сюжет рассказа о хэеке связан с тем, что хэек похищает или пытается похитить женщину; нередки рассказы о встречах людей с хэеками. Несколько жителей пос. Сасыр сообщили нам, что в конце 30-х гг. (до войны) женщина из их поселка была похищена хэеком, и лишь через два года хэек сам вернул её. Два из таких рассказов записаны от П.М. Громова и А.Е. Тарабукиной. П.М. Громов рассказал также, что сам, будучи на охоте, видел хэека.

Исполнительница Е.С. Хабарова (пос. Хонуу) рассказывала, что хэека видел её отец – охотник. В п. Буор-Сасы от М.Г. Корякиной записано предание о том, что недалеко от посёлка много лет жил хэек. Участники геологических экспедиций в тот район неоднократно видели его; говорили, что этот хэек также однажды украл женщину, но её братья вернули сестру. А.Е. Тарабукина рассказывала и о менее опасных проделках хэеков: ночами они кидали камни в палатки людей на оленьих пастбищах и связывали оленей за рога тальником. По-видимому, встречи с хэеком не считаются обычным явлением и привлекают к себе внимание, но всё же достаточно часты. В сюжете о похищении хэеком женщины иногда присутствует чудесный спаситель – медведь (в сказке, рассказанной Е.Е. Дьячковой) или шаман (в рассказе, записанном от У.В. Соркомовой). Точно определить жанр последнего текста сложно – исполнительница рассказывала об этом то как о легендарном, то как о действительно недавно бывшем событии.

Мифологические рассказы и предания о хэеках зафиксированы и у других групп эвенов и составляют значительный пласт несказочной прозы. Так, у эвенов Средней Колымы (пос. Березовка) также записан текст о похищении женщины хэеком и о попытке спасти её [Фольклор эвенов Березовки, 2004, с. 388-389]. Женщина просит мужа отбить её у хэека, но она уже не совсем человек. По-видимому, пожив с хэеком, женщина утрачивает обычные человеческие свойства (не может смотреть на огонь) и сама становится похожей на хэека. Другой текст из этой книги [Фольклор эвенов Березовки, 2004, с. 425-431] подробно описывает, как хэек похитил девушку, и как она вернулась домой. Она также боялась огня, отвыкла от ножа и варёного мяса. Среди легенд, зафиксированных нами в Момском улусе, присутствует любопытный текст (записан от Е.Е. Дьячковой в оленеводческом стаде № 6 в местности Улындя), в котором рассказывается, как женщина отогнала лезущего в её дом хэека с помощью огня. Тема покушения хэеков на женщин встречается и в сказках (см., например, сказку «Человек издалека» [Фольклор эвенов Березовки, 2004, с. 68-81]). В текстах, записанных у эвенов, встреча человека с хэеком всегда представляет собой конфликт: хэек похищает женщину или опустошает силки, поставленные людьми, пугает и дразнит людей, люди прогоняют или убивают его.
Как можно заключить, записи, сделанные в Момском улусе, показывают широкую распространённость в этом регионе рассказов о взаимоотношениях «снежного человека» с людьми, общих для многих этносов севера и востока Сибири.

(Лиморенко Ю.В. Несказочная проза эвенов Момского улуса респулики Саха: репертуар и степень сохранности, по итогам экспедиции 2007 г.)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. "Разнокалиберность" хэеков точно соответствует описаниям лешего: в лесу он может быть ростом с самые высокие деревья, а в поле - не выше стеблей травы.

2. Обломанные ветви деревьев на местах "тусовки" хэеков напоминают знаменитое "во поле берёзу заломаю". Особую роль играла берёза в древнеславянском обряде под названием кумление (или посестринство). По традиции для проведения обряда девушки и женщины шли к берегу реки, водоёма или в лес, где протекал ручей, и выбирали одиноко стоящую "плакучую" берёзку. Берёза плакучая считалась деревом особым - её иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мёртвых. Её сок, почки, кора, древесина и листья никогда не использовались для лекарственных целей, но только для магических. Верили, что это дерево имеет связь с нижним миром, что его любят русалки, они с берёзы спускаются, на берёзах качаются. Вокруг берёзы очерчивался магический круг (его мог заменять и девичий хоровод), и под пение обрядовых песен девушки украшали её бусами и лентами, а чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Происходило «завивание» - связывание верхушек двух молодых берёзок (при этом они нагибались) или же заплетание-закручивание древесных берёзовых веток в кольца. Отсюда, кстати, и пошло выражение «берёзу заломати». Но вот вопрос: не было ли это заплетание-закручивание веток своего рода призыванием лешего-хэека? Тем более что в легендах и преданиях постоянно намекается на связь хэека с женщиной.

3. Имеются многочисленные описания и свидетельства того, что полтергейст кидает камни и другие предметы в жилища людей; то же самое проделывает и хэек; значит, это явления одного порядка.

4. Очевидно, перед нами существа из потустороннего (параллельного) мира, из неординарной реальности, которые представляют собой аналог существ из НЛО. Так же, как и НЛО, эти существа похищают людей (женщин) и вступают с ними в "близкий контакт третьей степени".
Tags: НЛО, полтергейст
Subscribe

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • Мечты и реальность.

    С утра услышал по радио слова из песни: "Зачеркнуть бы всю жизнь, Да с начала начать..." И подумалось мне, а как это было бы на самом…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments