Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Символика наготы (2).

В продолжение записи Символика наготы и одежд.

Признак "нагой — одетый" соотносится с оппозициями "природа — культура", "человек — нечеловек" (ср. болгарское и сербское название некрещёного ребенка: голчо). Обнажение как бы возвращает человека в природное состояние, выводя его за рамки культурного и человеческого (Языческая Русь).

В принципе, теперь понятно, почему древние воины обнажались перед битвой и сражались нагишом.

Пикты

Римляне писали, что у галатов «видны все раны, так как они сражаются голыми, а их кожа белая и нежная, так как они никогда не раздеваются, за исключением боя».

Умирающий галл

Обнажение равносильно скидыванию с себя человеческого культурного "покрова" и возвращению в первоначальное, до-человеческое, животное состояние. А это состояние зверства больше всего и требовалось в бою.

Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая всё на своем пути. Их называли берсерками (хотя более точный термин — бьорсьорк, то есть “медведеподобный”). Наряду с воином-медведем существовал также ульфхеднер — “волкоголовый”, воин-волк. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсеркерами, носили прозвище “Волк” (ульф), “Волчья шкура”, “Волчья пасть” и т.д. Впрочем, и имя “Медведь” (бьорн) встречается не реже.

Кстати, этимология слова «берсерк» до сих пор вызывает в научных кругах споры. Скорее всего, оно образовано от старонорвежского «berserkr», что переводится либо как «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber может означать как «медведь», так и «голый», а serkr – «шкура», «рубашка»). Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнажёнными по пояс.

В «Саге об Инглингах» говорится следующее: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».

берсерк

Tags: культурология, символика
Subscribe

  • Про африканских шаманов-целителей.

    Из книги Сьюзен Кемпбелл " Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители": " Целители считают, что время имеет отношение только к…

  • Сознание определяет бытие.

    Теоретическая работа — в этом я убеждаюсь ежедневно — даёт больше, чем практическая; стоит только революционизировать царство…

  • "Если не умалитесь как дети..."

    Такой вот парадокс я заметил. С одной стороны, многие путешественники и этнографы отмечали мягкость характера, честность, гостеприимство саамов или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment