Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Памятник любви.

Просматривая ленту новостей "Вконтакте", наткнулся вот на это чудо:

Русский терем в Погорелово, Костромская область.

Можно подумать, что тут до революции жил какой-нибудь барин с прислугой... Но я немного поискал в Сети и обнаружил здесь, что, оказывается, построил этот терем в Погорелове в 1902 — 1903 годах местный крестьянин Иван Иванович Поляшов, в народе имевший кличку Поляш. Вот он на старинной фотке с закладки храма — с часовой цепочкой, господин слева.

Поляш

Имея крестьянское происхождение, он был обучен минимальному — счёту и чтению, что позволило ему уже потом, в отходническом промысле, самому вести бухгалтерию и заключать договора. А были у Ивана Ивановича артели плотников и резчиков — занимался он строительством загородных домов и малых архитектурных форм в Петербурге и его окрестностях, был подрядчиком. Выходило всё очень хорошо — у Поляшова были вкус и хватка, а в артели были талантливые работники. Поэтому появились даже заказы из Зимнего дворца. Разбогател Поляшов и решил вернуться в родной чухломской край.

Поляшов развернулся в Погорелове весьма широко. Построил на Виге мельницу с маслобойкой, лесопильный завод с несколькими филиалами (один из них был в Чухломе). У него было много земли и угодий, его леса постоянно чистились и возобновлялись. Были многочисленные стада скота. Впоследствии Поляшов скупил все старые мельницы в окрестностях и построил новые, оборудованные по последнему слову техники. Поляшовский помол слыл самым лучшим — зерно везли ему.

Иван Иванович поставил даже часовню в селе. Она стоит до сих пор, только покосилась уже сильно.

часовня

У Ивана Ивановича было много работников, и предпочтение отдавалось непьющим. Если кто нуждался — Поляшов всегда помогал. Погорельцам мог из своего леса избу поставить и скот дать.

Был Иван Иванович человеком весёлого нрава, и жить бобылём долго не смог. Отделив взрослых детей, он решил жениться. Вторая жена Поляшова, Мария Николаевна Суворова, была сосватана из семьи священника Введенской церкви и была на двадцать с лишним лет моложе своего мужа. Правда, без глубокой симпатии, видимо, не обошлось — брак был счастливым.

Поляшов для молодой жены и построил этот терем. Всё ему хотелось на барскую ногу. Правда, он был практичным человеком, и дом, построенный на его вкус, был вполне утилитарен — были действующие туалеты, он хитро отапливался, а стены и потолки были покрыты росписями. Мария Николаевна была прекрасной хозяйкой, сама занималась садом и щеголяла в лучших нарядах, но так как часто рожала и полнела, раздавала платья девушкам Погорелова и работницам, из-за чего говорили, что «Погорельские бабы самые нарядные — их сам Поляш одевает».

В семье родилось пятеро детей. Поляшовы жили открыто. Праздники устраивались широко — на улице ставились столы и селяне, работники гуляли и угощались. Сохранились воспоминания старожилов, в которых рассказывается, что Поляшов любил праздники и на Масленицу иногда рядился медведем, одевая медвежью шубу. Однажды на него в таком обличье напали сельские собаки — крестьяне его еле отбили, а Иван Иванович заливался смехом.  Было дело, что на снежных горках у его шубы оторвали рукав, отчего Поляшов не только не рассердился, но и шутил безостановочно. Вне праздников Иван Иванович любил вечерние чаепития, приглашая гостей.

Революция всё нарушила.

Поляшовых раскулачили, отняв у них сначала все, кроме дома. Потом и в дом было решено заселить местную администрацию, врача и несколько крестьянских семей. Поляшовым оставили одну комнатку на первом этаже — там в 1935 году Иван Иванович и умер. Семья его уехала в Сибирь. Следы трех детей затерялись во времени — может, их унесли репрессии, а может — война. Потомки оставшихся двух приезжали в Погорелово, прогулялись, пофотографировали дом и уехали — у терема с 1971 года другой хозяин.

Кстати, автор сей заметки жалуется на заброшенность и безлюдие Чухломы, то есть восточной половины Костромской области,

куда даже Сусанин не дошел, сгинул где-то ближе к губернскому центру вместе с поляками. А тут медвежий угол. Край земного диска, откуда видны слоны, стоящие на черепахе. laugh

Но так было не всегда — когда-то Чухлома была весьма живым краем предприимчивых людей, лесных трактов, речных мельниц и огромных молочных стад.

А сейчас…

Вместо трактов — старые грунтовки и еле видные тропы, нарисованные на картах пунктиром.

Вместо когда-то многолюдных богатых сел и деревень слова «урочище» и «нежилой», иногда с крестиками храмов и погостов.

И всюду море.. нет, океан леса — все восточное полушарие глобуса Костромской губернии раскрашено зелёным.

Я ещё тут от себя добавлю, что князь Дмитрий Донской набирал мужиков для Куликовской битвы именно из Заволжья, из той же Чухломы. Значит, край тот был в те времена оживлённый, обжитой, и жизнь там кипела ключом...

Наверно, в каждом селе были свои предприимчивые крестьяне типа Ивана Ивановича, и на них-то всё и держалось. Подмяло их под себя государство, - и пришёл тот край в запустение... "Государство пухло, а народ хирел", - это ещё Ключевский подметил.

Tags: крестьяне
Subscribe

  • О глоссолалии.

    aba_g вопрошает: " Что это за церковь?" Листая книгу Т. Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»,…

  • О Церкви.

    Напишу несколько азбучных истин. В принципе, они всем известны, но замусолены до неузнаваемости. А когда их очищаешь от псевдобогословского…

  • Несколько слов по поводу автокефалии украинской церкви.

    В "ленте друзей" читаю про "объединительный собор" в храме Святой Софии в Киеве и утверждении украинской поместной автокефальной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments

  • О глоссолалии.

    aba_g вопрошает: " Что это за церковь?" Листая книгу Т. Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»,…

  • О Церкви.

    Напишу несколько азбучных истин. В принципе, они всем известны, но замусолены до неузнаваемости. А когда их очищаешь от псевдобогословского…

  • Несколько слов по поводу автокефалии украинской церкви.

    В "ленте друзей" читаю про "объединительный собор" в храме Святой Софии в Киеве и утверждении украинской поместной автокефальной…