
Нет, не согласен я, что купальня Вифезда - это прообраз современной Церкви "в её будничном земном аспекте". Это, скорее, собирательный образ особой категории людей, наиболее предрасположенной к контакту с духовным миром. Все эти больные, немощные, расслабленные, уже в силу своего положения "одной ногой в могиле", оказываются на границе двух миров, и им, опять же в силу их близости к потустороннему миру, открывается нечто такое, что сокрыто от людей здоровых и жизнерадостных.
Здесь будут как раз к месту суждения Свидригайлова из романа "Преступление и наказание" Ф. Достоевского:
– Ведь обыкновенно как говорят? – бормотал Свидригайлов, как бы про себя, смотря в сторону и наклонив несколько голову. – Они говорят: «Ты болен, стало быть, то, что тебе представляется, есть один только несуществующий бред». А ведь тут нет строгой логики. Я согласен, что привидения являются только больным; но ведь это только доказывает, что привидения могут являться не иначе как больным, а не то что их нет самих по себе.
– Конечно, нет! – раздражительно настаивал Раскольников.
– Нет? Вы так думаете? – продолжал Свидригайлов, медленно посмотрев на него. – Ну, а что, если так рассудить (вот помогите-ка): «Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что, когда умрёт совсем человек, то прямо и перейдёт в другой мир». Я об этом давно рассуждал. Если в будущую жизнь верите, то и этому рассуждению можно поверить.
Здесь, у Достоевского, надо лишь слово "привидение" заменить на слово "дух", и тогда становится всё предельно ясно. В Евангелии Иисус Христос постоянно соприкасается со всякого рода больными, расслабленными, бесноватыми. Но ведь это можно понять и так, что больные, расслабленные и бесноватые соприкасаются с Иисусом Христом в силу того, что у больных соприкосновений с другим миром гораздо больше, чем у здоровых, они по своему положению ближе к тому миру. Они уже отчасти "не от мира сего", и Царство Христа тоже - "не от мира сего". Так что они друг друга "видят издалека".