Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Специфика античного эроса.

Кажется, ни древние греки, ни римляне не делали различия между гомосексуализмом и гетеросексуализмом [1]. Они различали другое - активность и пассивность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела. У Калулла есть стихотворение, которое в последнем русском издании читается так:

"Вот ужо я вас в рот и в жопу,
Мерзкий Фурий с Аврелием беспутным!.."

Очевидно, подобное противопоставление возникло как отражение существовавших в патриархальном обществе отношений. Римлянин ведь мог сказать своему рабу "возьму тебя per rectum", и рабу ничего не оставалось как становиться на четвереньки. Иными словами, раб, в представлении римлянина - это "лох", то есть "дырка" для спускания спермы. "Дырка" может быть и женского пола, и мужского.

Бытовая римская эротика подчёркнуто бисексуальна: важен не пол партнёра, а то, какое он удовольствие доставляет. Проперций (l век до Р.Х.) влюблён в женщину, но в грустную минуту желает своим врагам любить женщин, а друзьям - мальчиков, ибо педерастия - "спокойная река, где не бывает кораблекрушений: что может произойти в таком узком пространстве?" У Квинта Горация Флакка (65 - 8 гг. до Р. Х.), который жил у умер холостяком, есть "тысяча страстей для девушек и тысяча страстей для мальчиков". По словам Марциала, когда похоть горяча, всё равно, кто под рукой - девочка или мальчик.

Марциал, Катулл, Гораций и Вергилий [2] писали юношам любовные письма точно так же, как и своим любовницам. И даже сам Сократ, которого оракул Аполлона признал мудрейшим из людей, имел любовные отношения с мальчиками Алкивиадом и Архилаем (Фромм Э. Искусство любви. - М., 1991, вып. 2, с. 61). Подражая этим великим поэтам, философам и героям, римские патриции считали признаком утончённого вкуса эротические забавы с красивыми юношами. Дело дошло до того, что во многих аристократических семьях сыновья ещё в подростковом возрасте получали в личное владение маленького раба, которого использовали для удовлетворения пробуждающейся чувственности [3]. Педерастия стала отличительным признаком аристократии и своего рода "пропуском" в высшее общество: Диоген Лаэртский сообщает, как один почтенный философ-платоник, превозмогая отвращение, демонстрировал свою "любовь" к мальчикам, чтобы считаться в обществе настоящим философом.

Надо полагать, что подобный бисексуальный эрос существовал не только в древней Греции и древнем Риме, но везде, где существовало рабство. Рабовладельческий строй - это апогей патриархата, самое яркое его воплощение. Неслучайно у древних римлян в ходу было обращение "dominus". По первоначальному римскому воззрению, кто-нибудь мог быть господином лишь относительно вещей и т. к. на рабов смотрели как на вещи, то dominus противопоставлялся servis. Август и Тиберий строжайше воспретили употребление этого титула, считая это личным для себя оскорблением, т. к. они не желают властвовать над рабами, но в качестве principesнад свободными римлянами. Наверно, оскорбительным этот термин мог восприниматься из-за сексуальных коннотаций, хорошо известных римлянам. Dominus "берёт" и "имеет" servis per rectum.

Я тут намедни смотрел документальный фильм о знаменитой битве в Тевтобургском лесу. Восстание германцев подготовил и возглавил Арминий, 25-летний сын вождя херусков Сигимера. В док. фильме говорилось, что этого Арминия вместе с его братом римляне забрали у отца ещё в детском возрасте. Как правило, мальчиков забирали у вождей германских племён и в качестве заложников, и в качестве будущих "культуртрегеров" римских ценностей в варварской среде, и в смысле формирования некоего подобия османских янычар для выполнения карательных функций. Так вот, я предполагаю, что, возможно, этот германский белокурый мальчик Арминий полюбился Публию Квинтилию Вару и он продвигал своего любимчика по служебной лестнице, так как ему нравилось, мягко выражаясь, "возиться" с ним. В фильме показано, что Квинтилия Вара многократно предупреждали об изменнической деятельности Арминия, но Вар словно ослеп. За свою слепоту он поплатился гибелью трёх римских легионов. И тут возникает вопрос: а не были ли Вар и Арминий любовниками? Любовь ведь ослепляет влюблённых. Вар использовал Арминия по-своему, per rectum, и Арминий использовал Вара по-своему, чтобы с его помощью (вольной или невольной) "зачистить" Германию от римлян. Кстати, этого Арминия потом убили сами же германцы. Не за то ли они его и убили, что он стал потом проявлять "римские замашки", в том числе и использование белокурых мальчиков в качестве "лохов". У древних германцев такое не практиковалось, они все ощущали себя равноправными и свободными членами своего общества, и за такие дела реально могли убить.


---------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Само слово "гомосексуализм" возникло лишь в 1869 году. А слово "гетеросексуализм" возникло в 1890 году.

[2] Вергилий (70-19 гг. до Р.Х.) любил исключительно подростков, особенно воспитанных им мальчиков-рабов Цебеса и Александра. Цебес в дальнейшем сам стал поэтом, а Александра Вергилий изобразил во второй эклоге Энеиды. Недаром Данте выбрал именно Вергилия своим проводником по аду и чистилищу.

[3] В латинском языке существовал термин "пуэри меритории", обозначавший детей-наложников мужского пола.
Tags: античность, любовь
Subscribe

  • О кельтских прообразах Вия.

    Текст XII века, известный как «Книга захватов», рассказывает о волнах «нашествий», начиная с первых поселенцев в Ирландии,…

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment