Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Духовные корни культуры.

Прав был один из родоначальников современной культурологии К.Гирц: "Без людей не было бы культуры, это точно;
но что более примечательно, без культуры не было бы людей!"

Черносвитов Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, пишет: "Человек, несомненно, изначально – стайное (или стадное) животное. Но, чтобы стать истинно «общественным животным», надо, чтобы его сообщества овладели культурой – системой внебиологических, искусственных приемов выживания в окружающей среде, которая передавалась бы в них от поколения к поколению через обучение. Именно наличие культуры и отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных."

Итак, без культуры нет людей.

А сама-то культура - откуда происходит? Обычно, недолго думая, полагают, что культура появляется в развитых человеческих обществах, где у людей появляется достаток и свободное время. Как в мультике "Дарю тебе звезду": дикарь нажрался мяса, прилёг, "чтоб жир завязался", рыгнул пару раз, и из его уст сами собой полились стихи:

"Любимая, я поведу тебя на край Вселенной!
Я подарю тебе самую яркую звезду...
Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность…!"


Дарю_тебе_звезду_(кадр)

Хотя, если подумать, то становится совершенно непонятно, как же эти человеческие общества стали развитыми без культуры? Значит, всё-таки культура первична, а достаток появляется как одно из побочных проявлений развития культуры.

Если бы культура была вторична, если бы она являлась производной от достатка, тогда самые богатые государства были бы и самыми культурными. То есть, я имею в виду, из таких стран шедевры музыки, литературы и поэзии, кинематографа, искусства лились бы непрерывным ниагарским водопадом, как из рога изобилия. Вот, к примеру, 15 стран с самым высоким уровнем жизни. № 1 в этом списке - Австралия. И что, в Австралии живёт ныне хотя бы один поэт типа Шекспира? Или может быть Австралия производит картины уровня Рафаэля? Или знаменита своими гениальными композиторами, заткнувшими за пояс Моцарта и Баха? Увы, там ничего подобного и близко нет. И в других странах из этого списка тоже не густо.

Или можно взять современный Израиль. Вот, туда съехались евреи со всего мира и построили светское, вполне зажиточное и благополучное государство. Во всех странах еврейские таланты вкраплены в национальные культуры в незначительных количествах, как уран в окружающей руде. Казалось бы, если их соединить вместе, в одной стране, то, по идее, должен был бы произойти просто атомный культурный взрыв! Но на деле мы не наблюдаем ничего подобного. Израиль, как и Австралия, вовсе не кишит Шекспирами и Моцартами.

Да и культура современной России - "не ахти какая", хотя нефтедоллары льются рекой...

Всё это позволяет нам прийти к умозаключению, что подлинная культура от человеческого произволения не зависит. В СССР был Госплан, который планировал производство тракторов или самолётов на годы вперёд, и, в целом, народ выполнял эти планы. Однако Госплан, при всём желании, не мог планировать культурное творчество. Тут собери хоть миллион бездарей, хоть озолоти их, но они кроме халтуры ничего не произведут.

Есть такое понятие "учитель по призванию", или "учитель от Бога". Тут, всесто слова "учитель" можно поставить и "музыкант", и "художник", и "поэт-исполнитель", типа Владимира Высоцкого. Но что значит "по призванию"? Кто "призывает" человека? Явно, что не государство, и не общество. Ибо часто бывает так, что гениальные деятели культуры преследуются государством и игнорируются современным им обществом.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о т. наз. "шаманском призвании". Шамана призывают духи. О родстве поэта и шамана я уже говорил в "Поэт по происхождению шаман". Культура, искусство имеют духовные корни и источники. Конечно, подлинная культура, а не современная масс-культура, которая является ничем иным как пошлым "перепевом" на новый лад некоторых мотивов традиционной культуры.

Поэт и музаШироко известен образ союза Поэта и Музы. Муза, как некое духовное существо, "нашёптывает" Поэту вирши, а он их записывает на бумагу. Кстати, у Александра Пушкина самой плодопворной порой была так называемая Болдинская осень, когда он уединился от мирской суеты в деревне Болдино. Ведь связь Поэта с Музой, как и сексуальная связь, невозможна на публике. Ещё древнеримский поэт Вергилий жаловался, что в шуме и гаме Рима невозможно ничего написать, и удалялся в деревню для творчества.

Если мы будем рассматривать Музу как некое духовное существо из потустороннего мира, то Поэт в таком случае является медиумом. Ну и, как всякий медиум, он во время поэтического вдохновения становится "проводником" духа. Как, например, Афанасий Фет в изображении Александра Сидорова (г. Сидней, Австралия):

"В минуты вдохновения, поэтического экстаза, поэт уходил не только от жизни и от людей, от жизненной «пошлости и прозы», — он уходил и от самого себя, сбрасывал с себя всё «человеческое, слишком человеческое», что составляло его повседневное я, что держало его в своей власти в обычной жизни. Моменты поэтического вдохновения были для Фета вместе с тем моментами нравственного подъёма, внутреннего просветления, очищения от всяческой скверны. Это был для него тот душевный «катарзис», который, в другой плоскости духа, у натур религиозного склада, выражается в покаянной молитве, в порыве самозабвения. В своём творчестве Фет постоянно уносится из мира «возможного» в мир «волшебной сказки».

Этот поэтический экстаз Фет с замечательной силой изобразил в стихотворение «Певице» («Уноси моё сердце в звенящую даль…»). Для того, кто никогда не испытывал подъёма поэтического чувства, эти стихи, по верному замечанию Чайковского, лишены всякого смысла, представляют собой набор звучных слов. И действительно, анализировать их, подвергать логическому разбору или даже просто пересказать их содержание невозможно: их можно лишь прочувствовать. Поэт говорит только намёками, но в каждом намёке таится необыкновенно богатое внутреннее содержание:

Можно ли трезвой то высказать силой ума,
Что опьянённому Муза прошепчет сама?
Я назову лишь цветок, что срывает рука, -
Муза раскроет и сердце, и запах цветка;
Я расскажу, что тебя беспредельно люблю,-
Муза поведает, что я за муки терплю.
"

И теперь переходим к самому главному. А именно - к связи поэзии и мистики.

В статье Трубадуры и их "весёлая наука". Куртуазная любовь я уже узазывал на тесную связь между трубадурами и мистической сектой катаров-альбигойцев. Историки обычно "выводят" учение катаров из учения болгарских богомилов, а тех "выводят" из мессалиан, павликиан и раннехристианских гностиков. Не исключая подобных влияний, я считаю, однако, что многое в учении катаров было "напето" некими "музами" через трубадуров-медиумов. И почему только в Окситании идеи болгарских богомилов попали на благоприятную почву и пустили корни? Не потому ли, что в Окситании к тому времени уже имелись созвучные этим идеям мотивы? То есть сначала там появились поэты-трубадуры, одержимые поэтическим вдохновением-инспирацией, они явились "генераторами идей" и наработали "корпус" основных мистических терминов, создав тем самым в обществе определённый настрой на восприятие подобной информации. Ну а потом уже на эту благодатную почву упали семена учений богомилов и гностиков.

Нечто подобное произошло, видимо, и в истории Московской Руси. Здесь вплоть до Ивана III и патриарха Никона сохранялась древняя бардическая традиция. Барды - это сказители духовных стихов, былин и старин. В Московской Руси всем этим занимались т. наз. калики перехожие. Были они примерно вот такого вида.

странник

Историки говорят, что древнеславянское скоморошество под гнётом госудаственных чиновников и церковников "прикинулось" странниками, "каликами перехожими", сказителями духовних стихов. По-видимому, именно эти "калики перехожие" и явились "проводниками" мистических откровений, на основе которых старец Капитон, Данила Филиппов и их ученики создали учение христоверов ("хлыстов"). То есть, опять же, вначале была поэзия, поэтическое вдохновение, инспирация, духовное "откровение", а потом уже, на базе этого "откровения", строилось учение.

И закончим тем, с чего начали. Глядя на этого странника, сказителя духовных стихов, вновь вернёмся к тому, что подлинная культура никак не связана с богатством и достатком. Увы, наши современники, разъезжающие в BMW, являются лишь потребителями культуры, а этот нищий странник - "культуртрегер" (нем. Kulturträger букв. — носитель культуры) в подлинном смысле этого слова.

Tags: культурология
Subscribe

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Фратрии и роды.

    В древности племена, ведущие традиционный образ жизни, делились на фратрии. Фратрий могло быть две или четыре. У селькупов, например, было две…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments